Стало известно, в каких регионах упали продажи автомобилей с пробегом

Триумфатор рынка — китаец Changan

Из 25 самых популярных брендов лишь семь показали рост продаж в этом году, причем самый впечатляющий рост — у четырех китайских брендов: Haval, Geely, Chery (продажи автомобилей этих трех брендов выросли в 1,5 раза) и Changan. У «Чангана» продажи выросли вообще в три раза, но его случай уникальный и идет в разрез с рыночными трендами этого кризисного года с учетом девальвации рубля и снижения потребительского спроса, вызванного пандемией и локдауном.

Компактный кроссовер «Чанган» каждый летний месяц показывал четырехкратный рост продаж, в сентябре бренд увеличил продажи в России еще в 3,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Отчасти рост продаж кроссовера был вызван выходом на рынок летом 2020 года Changan CS35 Plus (первый Changan CS35 успеха на рынке не добился). Он и пользуется популярностью среди покупателей в России: с 1,3 тыс. авто продажи выросли до 4,8 тыс. к началу октября.

Главной причиной любви россиян к «китайцу», выяснили эксперты, стала «доступная цена при богатой комплектации» и хорошее соотношение цена/качество. К тому же если раньше у Changan были проблемы с организацией автосервиса в РФ, то теперь сеть «китайца» вплотную приближается к отметке в сотню автосалонов.

Если не считать небольшой положительной динамики у «Шкоды» (рост в 6% с начала года, взрывной рост в коронавирусный год наблюдался также у «китайцев». Фото: Максим Платонов

Что с подержанными авто

Сегмент подержанных автомобилей отследить не так просто – не каждая сделка регистрируется официально, да и ГИБДД не будет раскрывать такие данные. В основном, оценивается положение у официальных дилеров, работающих по Trade-In.

В целом, кризис и рост цен на новые автомобили может вызвать оживление на вторичном рынке. Например, Илья Ушаев считает, что потребители уйдут в нижний ценовой сегмент, но отдавать 600 тысяч рублей за «Ниву» уже согласен не каждый – и многие предпочтут б/у автомобиль. Это не касается только юрлиц и лизинговых компаний – тем проще покупать новые машины и раз в 3 года сдавать их дилерам в Trade-In и брать новые.

Рост спроса на подержанные авто вполне закономерно приведет к увеличению цен на них. Конечно, цены не будут реагировать на каждое изменение курса доллара, но владельцы подержанных машин вполне могут отслеживать цены на новые авто. Как считает исполнительный директор CarPrice Олег Заньков, б/у автомобили будут расти в цене и в текущем, и в следующем году:

С другой стороны, личный автомобиль в период самоизоляции оказался весьма полезным – пока власти регионов сокращают движение общественного транспорта, а людей на улицах штрафуют, поездки на автомобиле остаются относительно безопасными – как для здоровья, так и для кошелька (даже если для этого нужно оформлять пропуск).

Так что, возможно, коронавирус сменит направление интересов в сторону личного транспорта – что, конечно, отразится на ценах.

Долгосрочная аренда и онлайн-покупки: что принесет пандемия

Пока все считают коронавирус «черным лебедем» современности, он необратимо меняет будущее – даже в тех вещах, которые казались неизменными. Например, до кризиса вряд ли кто-то задумывался бы об успехе проекта по онлайн-продаже автомобилей – а теперь это становится реальностью.

Как отмечает Марина Дембицкая, доля онлайн-продаж автомобилей может продолжать расти и после кризиса, причем это поддерживается всеми заинтересованными сторонами:

Правда, пока это все эксперимент, и его успех под вопросом. На то есть несколько причин:

  • онлайн-оплата на сотни тысяч рублей – дело затратное, и комиссия за операцию ляжет на дилера;
  • есть правовые вопросы – когда клиент купил авто и на него заполнили ПТС, автосалон не сможет отвезти его даже на эвакуаторе, так как формально у салона нет на это никаких документов;
  • если клиенту не понравится доставленный автомобиль (например, он найдет скол на ЛКП), вернуть его будет невозможно, так как ПТС уже заполнен;
  • оформить автокредит без визита в банк тоже будет затруднительно.

Но российские дилеры уже начали такие продажи, один из вариантов – передача авто клиенту в специальной «стерильной» зоне на территории автоцентра. С другой стороны, до этого центра клиенту еще нужно как-то доехать.

Вирус – не единственная проблема, куда серьезнее сейчас выглядит снижение платежеспособности клиентов. И в Минпромторге решили помочь россиянам обзавестись автомобилем, не покупая его – запустить программу «Доступная аренда».

Как говорит Виктор Овчинников, «на программу в рамках господдержки заложено 2,5 миллиарда рублей. «Доступная аренда» будет запущена в июне, и в Минпромторге надеются с ее помощью продать 12 000 легковых автомобилей. Это немного, но, с другой стороны, аренда в нынешних условиях становится актуальным европейским трендом, и возможно, поможет рынку».

В западных странах это очень распространенная модель, но удастся ли ее адаптировать к российским реалиям – большой вопрос. На данный момент неизвестны условия аренды – известно лишь, что операторами программы будут банки и лизинговые компании в регионах. Правда, такая аренда могла бы дополнить рынок: уже есть каршеринг, обычная аренда авто с оплатой за дни, не хватает лишь долгосрочной аренды.

Но, учитывая всю глубину кризиса, даже такие меры могут не дать достаточного эффекта – а правительство вряд ли согласится тратить еще больше на спасение автомобильной отрасли.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий