Война броневиков Великой Отечественной: БА-64 против Sd.Kfz.222

Средний бронеавтомобиль БА-6 1936 года

Технические характеристики ТТХ БА-6

  • Годы выпуска: 1936-1938 гг.
  • Всего изготовлено: 394 шт.
  • Заводы-изготовители: Ижорский завод (г.Ленинград).
  • Разработчик: КБ Ижорского завода.
  • Боевое применение: гражданская война в Испании (1936-1939 гг), военный конфликт на реке Халхин-Гол (1939 год), Советско-финская (1939 г) и Великая Отечественная войны.
  • Боевая масса: 5,12 т.
  • Экипаж — 4 человека.
  • Габаритные размеры: длина — 4900 мм, ширина — 2007 мм, 2360 мм, клиренс — 235-240 мм.
  • Вооружение: 45-мм 20-К (боекомплект — 60 выстрелов), два 7,62-мм ДТ (боекомплект — 3276 патронов).
  • Толщина брони: 8-9 мм.
  • Двигатель: ГАЗ-АА. Типа — 4-х цилиндровый, карбюраторный, мощность — 40 л.с.
  • Максимальная скорость движения — 42-52 км/ч.
  • Запас хода по шоссе — 265 км.
  • Преодолеваемые препятствия: стенка — 0,3 м, ров — 0,8 м.

Разработан на базе грузового автомобиля ГАЗ-ААА и корпуса от бронеавтомобиля БА-3. На момент создания обладал достаточно мощным вооружением. Особенностью БА-6 стало использование пулестойких шин «ГК». Бронеавтомобиль стоял на вооружении разведывательных подразделений стрелковых, танковых и кавалерийских соединений Красной Армии.

Самоходная артиллерийская установка M15A

Если бы конструкторы танков середины ХХ века перенеслись в будущее и стали дизайнерами игровых монстров, то они, несомненно, имели бы успех. Однако в те времена конструкторы были ограничены суровыми реалиями жизни.

По изначальной задумке этот монстр должен был быть в состоянии вести бой сразу с несколькими противниками, отстреливаясь во все стороны из своих разнокалиберных пушек. Но как в одном пошлом анекдоте, к дулу должны быть приставлены те, кто его будет обслуживать. Каждое артиллерийское орудие нужно было заряжать, наводить и только тогда уже стрелять. При таком количестве вооружения места внутри танка оставалось крайне мало. А вот для одновременной пальбы требовалась целая толпа народа. В итоге внутри танка образовывалась дикая толкучка и неразбериха.

При таком раскладе ни о каком повышении эффективности ведения огня даже речи не шло. Всё было с точностью до наоборот. До массового производства танк так и не дошёл.

Бронеавтомобиль БАИ

В 1932 году на Ижорском заводе был создан бронеавтомобиль БАИ (БронеАвтомобиль Ижорский) на трехосном шасси «Форд-Тимкен». Руководителем проекта был А.Д.Кузьмин. БАИ был первым в Советском Союзе броневиком с полностью сварным корпусом. Машина имела три двери для посадки экипажа, на крыше устанавливалась цилиндрическая башня с 37-мм танковой пушкой ПС-1 (34 снаряда) и отдельно от нее пулемет ДТ в шаровой установке. Второй пулемет ДТ размещался в лобовом листе корпуса справа от водителя.

За счет переменной высоты крыши корпуса (подбашенный лист располагался заметно ниже крыши водительской кабины) удалось существенно снизить общую высоту боевой машины. Масса БАИ составляла 5 тонн, толщина брони — 4-8 мм, скорость 60 км/ч, а запас хода — 150 км. Бронеавтомобиль БАИ, был во многом опытной конструкцией, поэтому в 1933—1934 годах их изготовили совсем немного — 90 машин.

Фото КАМАЗ-63968 Тайфун-К

Десантное отделение КАМАЗ-63968 «Тайфун-К»

Испытания КамАЗ-63968 «Тайфун-К»

Результаты обстрелов на полигоне бронеавтомобилей КамАЗ-63968 «Тайфун-К». На фото видно, что пробить бронированный корпус машины и установленные на К63968 «Тайфун-К» бронированные стекла из стрелкового оружия не удалось.

Под колесо КамАЗ-63968 «Тайфун-К» заложили заряд, мощность которого составила шесть килограммов в тротиловом эквиваленте. В результате испытаний бронеавтомобиль доказал полное соответствие заявленным характеристикам. В результате сильного взрыва автомобиль лишился шин на передних колесах и нескольких элементов кузова, однако в целом остался невредим, а значит сохранил бы жизнь экипажу в случае подрыва на мине в боевых условиях.

История создания

В 1934 году в Германии начались работы над новым легким бронеавтомобилем с более высокими тактико-техническими характеристиками. Первым шагом в этом направлении стало создание стандартного шасси для тяжелой армейской автомашины.

Это шасси должно было иметь колесную формулу 4×4, управление, действующее на все четыре колеса, небольшую массу, малое удельное давление на грунт, высокую прочность, простую конструкцию, удобный доступ к узлам и вытекающую из этого легкость в ремонте. Требования оказались столь высокими, что исключали возможность использовать серийные коммерческие шасси. Поэтому все сотрудничавшие с Министерством вооружений компании получили заказ на разработку совершенно новой конструкции. Лучшие образцы были в 1936 году продемонстрированы в Берлине на выставке средств моторизации. Военные остановили свой выбор на прототипе, созданном на заводе Horch в Цвиккау, принадлежавшем концерну Auto-Union AG. Было подготовлено два варианта шасси. Первый вариант, получивший официальное название Einheitsfahrgestell I für schwerer Personenkraftwagen, имел двигатель в корме и был спроектирован специально под установку бронированного кузова. Второй вариант — Einheitsfahrgestell II für schwerer Personenkraftwagen — отличался от первого тем, что двигатель на нем был установлен спереди. Это шасси больше подходило для создания обычных легковых автомобилей тяжелого класса.

Первый вариант, имевший обозначение Horch 801/EG I, имел массу 1965 кг. Шасси оснащалось двигателем Horch/ Auto-Union V8-108 объемом 3,5 л и мощностью 75 л.с. при 3600 об/мин. Коробка передач обеспечивала пять передач вперед и одну назад. В соответствии с требованиями военных, привод осуществлялся на все колеса. Рулевое управление также действовало на все четыре колеса, но при движении по шоссе со скоростью более 35 км/ч задние колеса фиксировались в нейтральном положении. Подвеска независимая на двух вертикальных спиральных пружинах. Шины Continental размерами 210-18 имели пневматические камеры низкого давления. Ножной гидравлический тормоз действовал на все колеса шасси.

На базе шасси 801 /EG I был создан новый бронеавтомобиль с длинным названием Leichter Panzerspäehwagen mit Einheitsfahrgestell I für sPkw. Работы над машиной вела фирма Eisenwerke Wesserhütte из Бад-Ойнхаузена. Бронеавтомобиль выпускали в нескольких модификациях, различавшихся вооружением и оснащением.

Первыми в формируемые разведывательные части вермахта начали поступать легкие бронеавтомобили Leichter Panzerspäehwagen (MG) (Sd.Kfz.221). С 1936 года они начали постепенно вытеснять старые Kfz 13.

Наиболее массовой и удачной модификацией броневика стала Sd.Kfz.222. Эта машина была вооружена 20-мм автоматической пушкой KwK 30 (на части машин KwK 38) и пулеметом MG 34, установленными в десятигранной открытой сверху башне. Боекомплект состоял из 180 выстрелов и 1050 патронов. Углы возвышения пушки и пулемета позволяли вести огонь по воздушным целям. Бронеавтомобилей Sd.Kfz.222 было изготовлено 989 единиц.

20 апреля 1940 г. представители вермахта заключили контракт с фирмой Аппель из г. Берлин и фирмой Ф. Шихау из Эльбинга, предусматривающий разработку проекта установки на бронеавтомобиль орудийной турели 2 cm Hangelafette-38, предназначенным для ведения стрельбы по воздушным целям. Установка новой турели и артиллерийского вооружения увеличило массу бронеавтомобиля до 5000 кг, что привело к некоторой перегрузке шасси. Шасси и двигатель остались прежними, как на пулеметной версии бронеавтомобиля Sd.Kfz.222. Установка пушки заставила конструкторов изменить надстройку корпуса, а увеличение экипажа до трех человек привело к изменению расположения наблюдательных устройств. Также изменили конструкцию сеток, которые прикрывали башню сверху. Официальная документация на машину составлена фирмой Эйзсрверк Везерхютте, но строились броневики фирмами Ф. Шихау из Эдьбинга и Машиненфабрик Нидерзаксен из Ганновера.

Стоимость одного бронеавтомобиля Sd.Kfz.222 без вооружения составляла 19600 рейхсмарок.

Термин «бронеавтомобиль»

В принципе, отличие бронеавтомобиля от колёсного бронетранспортёра состоит в предназначении машины. Броневой транспортёр предназначен для транспортировки (перевозки) стрелков (моторизованной пехоты) на поле боя или к месту боя, где возможен обстрел машины противником, тогда как бронеавтомобиль служит для обнаружения и поражения противника огнём из бортового вооружения. Существуют специализированные бронеавтомобили, не имеющие десантного отделения, не являющиеся бронетранспортёрами, и бронетранспортёры, не имеющие интегрального бортового вооружения, которые не могут называться бронеавтомобилями. Однако современные бронеавтомобили зачастую являются вариантами колёсных бронетранспортёров, и поэтому они не поддаются чёткой классификации.

В рамках механизации ВС в СССР выпускался БТР-40 — похожий американский «разведывательный автомобиль» «M3 Scout car» поставлявшийся в СССР по программе ленд-лиза и являвшийся универсальной колёсной машиной без башни. Впоследствии дальнейшее развитие концепции двухосной полноприводной бронемашины привело к появлению специализированных плавающих «бронированных разведывательно-дозорных машин» БРДМ-1 и БРДМ-2, которые по компоновке схожи с советскими пулемётными бронеавтомобилями тридцатых годов. Также определённое сходство с бронеавтомобилями тридцатых годов имеют самоходные гаубицы на восьмиколёсной базе БТР-ов (2С23 «Нона-СВК»). Термин «бронеавтомобиль» (БА) как составная часть названия в Союзе ССР в последний раз применялся по отношению к двухместному БА-64. По отношению к современной колёсной бронетехнике используются термины БКМ, то есть «боевая колёсная машина» или КББМ — «колёсная боевая бронированная машина» .

Используются и другие наименования: так, в США многоцелевая бронемашина «Кадиллак Коммандо» называется машиной огневой поддержки пехоты (Infantry fighting vehicle) либо БТР, так как в машине есть десантное отделения на двух человек. «Фокс» британский лёгкий разведывательный бронеавтомобиль 1970-х годов, обозначается как «боевая (колёсная) разведывательная машина» (БРМ) (англ. Combat Vehicle Reconnaissance (Wheeled) ) или CVR(W). (В вооружённых силах государств на территории бывшего СССР колёсные БРМ специальной разработки традиционно называют БРДМ). По отношению, например, к «эрзац-бронеавтомобилю» на базе армейского вездехода «хамви», используется выражение «up-armored HMMWV» то есть «дополнительно бронированный хамви». Бронированные вездеходы в Ираке используются и по политическим причинам — использование тяжёлой бронетехники является свидетельством эскалации военных действий, что вызывает спад энтузиазма по отношению к продолжению военных действий у американского налогоплательщика. Небронированные вездеходы «хамви» понесли значительные потери в Сомали в 1993 году, и с тех пор эти машины усиливаются бронёй, полубашнями и используются для поддержки пехоты. По отношению же к колёсным БТР-ам, используемым в качестве разведывательно-дозорных (по советской терминологии) машин (например, «АТФ Динго» ) используется выражение «Infantry Mobility vehicle» — то есть «мобильная машина пехоты». Такие машины часто имеют большой клиренс и клинообразное днище , что значительно улучшает защиту экипажа и десанта от последствий наезда на мину (одно из исключений — немецкий бронеавтомобиль ATF Dingo, где плоское днище защищено композитной бронёй).

БРДМ-1 в музее. 2012

Buffalo, перенёсший взрыв СВУ. Обитаемая часть неповреждена

Легкая бронетехника 1965–1985 гг

Бронетранспортеры (БТР) лишь транспортировали пехоту к полю боя, а атаковали пехотинцы уже «на ногах». К середине 1960-х гг. военные решили повысить мощь огня пехоты (без учета приданных танков и артиллерии). Так появился новый класс легкой бронетехники – бронированные машины пехоты (БМП) с более мощным вооружением.

Оружие и боекомплект БМП занимают место, поэтому и «пассажировместимость» БМП обычно меньше, чем у транспортеров. За счет более мощного оружия и более толстой брони БМП, как правило, тяжелее БТР, поэтому у них гусеничный движитель, хотя попытки создания колесных и колесно-гусеничных машин предпринимались не раз.

Главное отличие БМП от БТР – в тактике применения. Бронированная машина пехоты не только доставляет пехоту к месту боя, но и сопровождает ее в атаке, поддерживая огнем и гусеницами. БМП может двигаться вслед за атакующими танками, и только потом, ближе к линии вражеской обороны, высаживать десант. Высадка идет под огнем, поэтому люки БМП должны быть такими, чтобы десант мог быстро покинуть машину и укрыться в складках местности.

БМП-1. СССР. 1966 г.

Первой в мире боевой машиной пехоты стала советская БМП-1 (1966 г.), защита которой была относительно слабой. Зато она была легкой, подвижной и даже умела плавать, да при этом несла довольно мощное 73-мм орудие, опасное даже для танков противника. Экипаж БМП-1 состоял из командира машины, механика-водителя и наводчика, в десантном отсеке размещалось 8 человек, то есть в БМП как раз помещалось мотопехотное отделение.

В 1969 г. на вооружении бундесвера (армии ФРГ) поступила БМП «Мардер». При такой же вместимости она была более чем в 2 раза тяжелее БМП-1, да и по огневой мощи заметно уступала советской машине. Зато защита «Мардера» была заметно сильнее. По опыту войны в Афганистане (1979–1989 гг.) в советских войсках появилась БМП-2. Главное отличие этой потяжелевшей на тонну по сравнению с предшественницей машины – замена основного вооружения: в башне установили 30-мм автоматическую пушку.

БМП-2. СССР, 1980 г.

Форсирование рек всегда было важным для армии, поэтому послевоенные БТР и БМП старались делать плавающими. БМП-1 и БМП-2 гребли гусеницами, действовавшими подобно гребным колесам парохода. Для повышения скорости на воде использовались гребные винты, но на мелководье они могли цепляться за дно. Поэтому на БТР-60/70/80 использовали водометы, которые засасывали воду через отверстие в днище машины и выбрасывали ее назад. Поворотные колеса двух передних осей на плаву играли роль рулей. У плавающих машин впереди был щит-волноотражатель, а внутри – насосы для откачки попавшей в корпус воды.

Американский БТР М113, воюя во Вьетнаме, оказался слабоват и по бронированию, и по вооружению. Несколько попыток создания на базе этого транспортера БМП – с усилением брони и установкой пушек, не дали положительного результата. Время было потеряно, и разработанная «с нуля» БМП М2 «Брэдли» поступила на вооружение только в 1981 г. Она оказалась тяжелее советской, но легче немецкой БМП – 20 т. Броня машины была комбинированной – стальные и алюминиевые листы, разделенные воздушным зазором. Вооружение тоже оказалось «средним» – 25-мм пушка и две пусковые установки ПТУР. Вместимость «Брэдли» была меньше, чем у «конкурентов» – только 6 десантников.

БМП «Мардер». ФРГ. 1969 г.

БМП М2 «Брэдли». США. 1981 г.

БМП была дорогим оружием, поэтому основную массу легкой бронетехники по-прежнему составляли более дешевые бронетранспортеры. В СССР по схеме БТР-60 разработали БТР-70. Он был лучше защищен, но сохранил основной недостаток предшественника – два двигателя. Предполагалось, что это улучшит выживаемость БТР (поврежден один двигатель, едем на другом). Однако на практике машина оказалась не слишком надежной, а два двигателя «мешали» друг другу. В результате следующий транспортер – БТР-80, имел один мощный дизель. Кроме того, машина получила высокий боковой люк, облегчивший высадку десантников.

БТР-70. СССР. 1972 г.

БТР-80. СССР. 1984 г.

Кроткое описание конструкции

Бронированный корпус машины БА-64 имеет шестигранное поперечное сечение, изготовлен из катанных стальных листов, соединенных дуговой сваркой. Рациональный наклон брони обеспечивает защиту от оболочечных пуль винтовочного калибра на любом расстоянии, бронебойные пули не пробивали стенки боевого отделения и кабины водителя. От крупнокалиберных пуль защита бронеавтомобиля обеспечивалась на дистанциях от 500 м.

Поворот башни машины осуществлялся вручную, имелся тормоз для фиксации узла в требуемом положении. В качестве основного вооружения использовался 7,62-мм пулемет ДТ-29 с боекомплектом 1260 выстрелов, которые находились в 63-патронных магазинах. При установке рации запас патронов снижался до 1071 шт. Кроме того, в боевом отсеке машины имелось 6 гранат Ф-1 и пистолеты-пулеметы для членов экипажа.

В качестве силового агрегата на легкомбронеавтомобиле БА-64 применялся рядный 4-цилиндровый мотор ГАЗ-ММ, на ранней версии машины двигатель развивал 50 л.с., позднее мощность повысили до 54 л.с. Для распределения крутящего момента на БА-64 установлена 4-скоростная коробка передач и 1-ступенчатый раздаточный редуктор. В несинхронизированной коробке имеется блокиратор, исключающий возможность одновременного использования первой скорости и заднего хода.

Передний мост легкого бронеавтомобиля БА-64 установлен на 4-х четвертьэллиптических рессорах с индивидуальными амортизаторами. Сзади использованы полуэллиптические рессоры и рычажный амортизатор 1-стороннего действия. Дополнительно имеется стабилизатор боковой устойчивости, который с введением шасси ГАЗ-67Б не использовался. Для поворота передних колес на машине БА-64 применяется червячный редуктор, тормоза барабанного типа с механическим управлением.

В боевой обстановке использовались шины с наполнителем из губчатой резины, для движения по шоссе ставились стандартные пневматические покрышки размера 7,00*16″.

Боевое использование

Первые поставки легких бронеавтомобилей БА-64 начались в середине 1942 года в части, воевавшие на Брянском и Воронежском направлениях. Техника включалась в штат танковых корпусов, а также создаваемых мотоциклетных полков и разведывательных батальонов.

Машины БА-64 применялись для разведки и сопровождения пехоты в ходе городских боев, поскольку большой угол возвышения пулемета позволял вести огонь по верхним этажам и крышам зданий. Одновременно выяснилось сложность покидания экипажем подбитого бронеавтомобиля.

Легкие бронеавтомобили БА-64 ограниченно использовались как мобильные зенитные установки, прикрывая движение колонн пехоты в прифронтовой полосе. Ведение зенитного огня заставляло самолеты противника наносить удары с увеличенной высоты, что заметно снижало эффективность удара.

Всего за военные годы в армию были поставлены около 8200 машин БА-64, из которых до победы дошло немногим более 3000 экземпляров. Вскоре началось массовое списание легких бронеавтомобилей раннего образца, модификация БА-64Б продержалась в строю немного дольше. Автомобили использовались для обучения мотострелков и экипажей новых бронетранспортеров, а также в качестве командных машин вплоть до середины 50-х годов.

Польская армия получила в годы войны более 80 легких бронеавтомобилей, которые впоследствии применялись в боях против националистических формирований на границе Польши. В начале 50-х годов в ПНР были переданы списанные советские БА-64Б, которые применялись несколько лет.

Чехословацкие войска, воевавшие против армии фашисткой Германии, получили бронеавтомобили БА-64 летом 1943 года. Несколько легких машин БА-64 имелось и в югославских частях. Неизвестное число бронеавтомобилей было поставлено в ГДР, где они использовались для охраны правопорядка. Отмечены случаи использования БА-64 китайскими и северокорейскими войсками в ходе войны в Корее, которая шла в 1950-53 гг.

Боевое использование

Первые поставки легких бронеавтомобилей БА-64 начались в середине 1942 года в части, воевавшие на Брянском и Воронежском направлениях. Техника включалась в штат танковых корпусов, а также создаваемых мотоциклетных полков и разведывательных батальонов.

Машины БА-64 применялись для разведки и сопровождения пехоты в ходе городских боев, поскольку большой угол возвышения пулемета позволял вести огонь по верхним этажам и крышам зданий. Одновременно выяснилось сложность покидания экипажем подбитого бронеавтомобиля.

Легкие бронеавтомобили БА-64 ограниченно использовались как мобильные зенитные установки, прикрывая движение колонн пехоты в прифронтовой полосе. Ведение зенитного огня заставляло самолеты противника наносить удары с увеличенной высоты, что заметно снижало эффективность удара.

Всего за военные годы в армию были поставлены около 8200 машин БА-64, из которых до победы дошло немногим более 3000 экземпляров. Вскоре началось массовое списание легких бронеавтомобилей раннего образца, модификация БА-64Б продержалась в строю немного дольше. Автомобили использовались для обучения мотострелков и экипажей новых бронетранспортеров, а также в качестве командных машин вплоть до середины 50-х годов.

Польская армия получила в годы войны более 80 легких бронеавтомобилей, которые впоследствии применялись в боях против националистических формирований на границе Польши. В начале 50-х годов в ПНР были переданы списанные советские БА-64Б, которые применялись несколько лет.

Чехословацкие войска, воевавшие против армии фашисткой Германии, получили бронеавтомобили БА-64 летом 1943 года. Несколько легких машин БА-64 имелось и в югославских частях. Неизвестное число бронеавтомобилей было поставлено в ГДР, где они использовались для охраны правопорядка. Отмечены случаи использования БА-64 китайскими и северокорейскими войсками в ходе войны в Корее, которая шла в 1950-53 гг.

Боевое применение

Sd.Kfz.222 использовались германскими войсками на всём протяжении Второй мировой войны , небольшое их количество было также продано другим странам. Применялся разведывательными батальонами (Aufklärungs-Abteilungen

) танковых дивизий Вермахта, с начала Второй мировой войны, проявив хорошую подвижность, маневренность и скорость в условиях развитой дорожной сети Западной и Центральной Европы. На Африканском театре военных действий, а также на Восточном фронте применение Sd.Kfz.222 было сопряжено с трудностями ввиду сравнительно невысокой проходимости бронеавтомобиля, где позже он был вытеснен легкими полугусеничными бронетранспортёрами Sd.Kfz.250.

Боевая карьера легких двухосных бронеавтомобилей началась с аннексии Судетской области Чехословакии осенью 1938 года. К 1 сентября 1939 года в войсках насчитывалось около 1200 машин этого типа.

В состав танковой дивизии Вермахта в среднем входило до 90 легких броневиков, около 60 из них были сосредоточены в разведывательном батальоне. Еще больше имелось их в легких дивизиях. В разведывательном полку 3-й легкой дивизии, например, значилась 121 бронемашина.

Радиомашины Sd.Kfz.260/261 использовались в качестве штабных машин связи в звене «полк — дивизия» и состояли на вооружении соответствующих подразделений в соединениях всех типов.

К началу операции «Барбаросса» в немецких войсках насчитывалась 961 бронемашина Sd.Kfz.221, 222 и 223. В условиях российского бездорожья очень скоро выяснилось, что легкие броневики, несмотря на наличие двух ведущих мостов, имеют ограниченную тактическую подвижность. К концу 1941 года на Восточном фронте была потеряна 341 машина. Значительно более эффективным оказалось их применение в Северной Африке в составе разведывательного батальона 5-й легкой дивизии Африканского корпуса.

Модификации БА-64

БА-64 производили с 1941 по 1946 год. За это время машина получила много существенных изменений, которые привели к появлению нескольких разновидностей серийного броневика.

  • БА-64Б – тот же броневик, но уже на шасси ГАЗ-67.
  • БАШ-646 – модификация для высшего командования.
  • БА-64Д – на этой версии стоял пулемет ДШК, калибром 12,7 мм.
  • БА-64В и БА-64Г – две разновидности бронированных дрезин, способных передвигаться, как по земле, так и по рельсам.
  • БА-643 – гусеничный броневик.

Несмотря на небольшие проблемы с двигателем и подвеской, солдаты любили этого малыша. Лучше всего об эффективности БА-64 говорит то, что он прошел всю войну и участвовал во всех крупных сражениях. С 1941 по 1946 год выпустили 9110 машин всех модификаций, а сегодня БА-64 – это славная история, которой мы по праву гордимся.

Литература

  • М. Барятинский. Броневики-разведчики вермахта. — М.: Моделист-конструктор № 7, 2004.
  • М. Б. Барятинский. Бронеавтомобили вермахта. — Москва: Моделист-конструктор, 2007. — 32 с. — (Бронеколлекция № 1 (70) / 2007). — 2500 экз.
  • Холявский Г. Энциклопедия бронетанкового вооружения и техники. Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортеры. — Минск: Харвест, 2004. — (Бронеколлекция).
  • P. Chamberlain, H. L. Doyle. Encyclopedia of German Tanks of World War Two. A complete illustrated history of German battle tanks, armoured cars, self-propelled guns and semi-tracked vehicles, 1933—1945 / T. L. Jentz. — London: Arms and Armour Press, 1978. — 272 p. — ISBN 0-85368-202-X.
  • T. L. Jentz. Panzerspähwagen. Armored Cars. Sd.Kfz.3 to Sd.Kfz.263. — Boyds, MD: Panzer Tracts, 2001. — 60 p. — (Panzer Tracts № 13). — ISBN 0-97084-074-8.

Конструкция БА-6

Интегрирование старого корпуса на новое шасси осуществлялось посредством обрезания задней части рамы на 40 сантиметров. На вертикальные полки лонжеронов сваркой крепили 10 кронштейнов. На них надевали кузов и закрепляли болтами. Расстояние между передней осью и задними колёсами — 1 060 миллиметров. Прочность передней рессоры повысили тремя пластинами.

Технические характеристики:

  • Длина — 4,9 м;
  • Ширина — 2,1 м;
  • Высота — 2,4 м;
  • Колёсная формула — 6х4;
  • Мощность силовой установки — 40 лошадиных сил;
  • Максимальная скорость — 43 км/ч;
  • Ход без дозаправки — 130-200 км (зависит от дорожных условий).

Шины с губчатой камерой установили для повышения живучести авто: они не боялись проколов и пулевых попаданий (благодаря наполнителю из пористой резины). Наклон рулевой колонки понизили до 29 градусов (это улучшило условия работы рулевого).

Под капот установили бензиновый силовой агрегат, развивавший мощность до 40 лошадиных сил. Вкупе с ним работала механическая коробка передач (4+1) с демультипликатором со скользящими зубчатками. Заданной мощности не хватало для достижения пятитонной машиной приемлемой скорости. Один топливный бак разместили в моторно-трансмиссионном отделении (44 литра). Ещё один установили на крыше над водителем (24 литра). В боевых действиях стало понятно, что последнее решение — роковая ошибка. При пробитии бака топливо поступало в салон и часто воспламенялось.

Вооружение БА 6 — 45-миллиметровая пушка 20К и 7,62-миллиметровый пулемёт ДТ, которые находились в цилиндрической башне. В лобовой части справа от водителя имелся ещё один ДТ. Толщина листов башни — 8 миллиметров. Вертикальное прицеливание осуществлялось в диапазоне от -6 до +22 градусов. За поворот башни отвечал стрелок, применявший ручной привод. Для наводки на цели использовали телескопический и перископический панорамный прицельные механизмы.

Бронеавтомобиль обладал богатым внутренним оснащением. Под запасные части для вооружения выделили четыре ящика (находились на полу). Для продовольствия и подрывных веществ установили по 4 сумки (их закрепили ремнями на бортовых листах в задней части транспорта). В этой же части крепилась аптечка.

Ещё четыре сумки с химическим имуществом расположили в нижней части башни. Стрелку имел собственные огнетушитель и аптечку. У него в распоряжении также был домкрат. Ящик с инструментами для ремонта БА 6 расположили за сиденьем пулемётчиками. Там же находились запасные стёкла для смотровых приборов башни. Множество других мелких предметов равномерно распределили по всему салону (буксировочный трос, заводная рукоять и другое).

Аккумуляторную батарею поместили в левой части управленческого отсека под полом. Большой радостью для военных стало введение в конструкцию внутреннего освещения. Так же имелись розетки (рядом с водительским местом и в башне) для включения переносных ламп.

После ряда испытаний специалисты выявили два основных недостатка — маленький запас ресурса губчато-камерных шин (до 1 300 км) и низкая максимальная скорость. Остальные минусы незначительны:

  • Из-за маленьких размеров дверей была затруднена загрузка и выгрузка экипажа. Посадка через башню трудноосуществима из-за отсутствия подножек и ручек;
  • Обзорные щели давали ограниченный обзор из-за непродуманной конструкции;
  • Точность стрельбы во время движения снижалась из-за сильной раскачки;
  • Общие условия в салоне были признаны некомфортными;
  • Вентиляционная система работала плохо.

Летающий танк Антонова

Обо всяких необычных машинах мы уже рассказали, но вот на это не похожа ни одна из предыдущих моделей

Внимание! Летающий танк. Ну, точнее танк, который прикрутили к планёру

Гениальность задумки была в том, чтобы максимально быстро перебрасывать танки на значительные расстояния без необходимости прорываться чрез реки, лесополосы и т.п. Таким образом, можно было бы помогать партизанским отрядам, доставляя технику в самые неожиданные места. О воздушном сражении не было даже и речи.

По своей сути «Летающий танк» представлял собой максимально облегчённый Т-60, совмещённый с самолётом буксировщиком ТБ-3. Несмотря на все усилия по облегчению брони модели, общая масса конструкции весила почти 8 тонн. Кроме того, ничего общего с понятиями аэродинамики у танка не было. В конечном итоге большая масса и никакущая обтекаемость привели к тому, что «Крылья танка» не прошли испытания. Даже на максимальной мощности двигателей при разгоне до 130км/ч танк едва ли смог взлететь на высоту 40м. А в 1943-м и сам Т-60 был снят с производства.

Бронеавтомобиль КАМАЗ-43269. «Выстрел» грянет.

Бронеавтомобиль КАМАЗ-43269. «Выстрел» грянет.

Первые эскизы КамАЗ-43269 появились в 1997 году, инициатором разработки выступил тогдашний руководитель Федеральной погранслужбы генерал армии Андрей Николаев. На неспокойных южных рубежах этими КамАЗами собирались заменить открытые всем ветрам «шестьдесят шестые» пограничных нарядов. Но вскоре разразился дефолт и о государственном финансировании пришлось забыть. Прошло немало времени, пока завод нашел деньги на продолжение работ. Из сделанных на сегодня 35 «Выстрелов» большая часть пришлась по другим целям. Машины оказались востребованы на «гражданке» для перевозки радиоактивных материалов, взрывчатых веществ, денег и ценных грузов. Несколько броневиков закупили МВД Казахстана и Азербайджана. Кстати, долго не удавалось пробить разрешение на экспорт. Но год назад на встрече президента с командой «КамАЗ-Мастер» главе государства показали «броник» — и необходимые бумаги оформили за два дня.

В проектировании «Выстрела» велик вклад специалистов МГТУ им. Баумана, однако революционных решений в конструкции не видно — в них нет необходимости. Краеугольным камнем стала унификация с армейским семейством «Мустанг», потому и в обозначении остался индекс бортовой машины. По сути оригинальны только несущий бронекузов и изменения в органах управления, вызванные переходом к капотной компоновке.

Сборку ведут на челнинском заводе «Ремдизель», скоро там наладят раскрой бронелистов и сварку кузовов. Пока бронекорпус делают на «Курганмашзаводе». Знатоки найдут в облике новичка много общего с бронетранспортерами середины 50-х годов — БТР-152 и ГАЗ-40, но сходство объясняется функциональностью. Пуля рикошетит от наклонных бортов, как и пятьдесят лет назад, а V-образное днище рассеивает энергию взрыва при наезде на мину. Толщина брони — 16 мм, класс защиты — 6, но еще больше обезопасит экипаж при обстреле локальное бронирование. Возросшую массу компенсируют установкой более мощного камазовского дизеля, вплоть до 360 л. с., и увеличением жесткости подвески. Боковые люки — для водителя и старшего машины, две распашные двери в корме — для десанта. На лавках или сиденьях размещается до 10 бойцов, и, если нужно, они могут вести огонь через бойницы. Есть несколько вариантов остекления: спецназ и полицейские требуют больше стекла по бокам, гражданские — впереди, ВДВ — на крыше.

Понятно, почему в экипажах БМП и танков сплошь крепыши среднего роста — развернуться там негде. Все предельно компактно, а удобством регулировок сиденья и руля жертвуют ради лишнего снаряда в боезапасе. В новом КамАЗе все демократичней. Разве что добираться к рулю приходится, топча ногами откинутую спинку сиденья. Это издержки компоновки. Вместо ключа зажигания — флажок, в войсках особая противоугонка с системой опознания «свой-чужой». Подробная инструкция — в Уставе караульной службы. Блок педалей широк даже для езды в армейских валенках. Нигде не жмет, только обзор — как из скворечника, но когда пули застучат по броне, и этого покажется много.

В отличие от танков и БМП, здесь дизель пускается быстро, без предварительной прокачки масляной системы, но внутренние шумы сопоставимы. Голые бронелисты — слабая шумоизоляция, зато нечему гореть. Однако снаружи «Выстрел» почти бесшумен — удобно, если куда-то надо подкрасться на «мягких лапах».

«Третий, пошел», — прохрипела рация. Эта команда мне — «первый» и «второй» остались на заводе. Управление «бронемустангом» не сложнее, чем обычным грузовиком, а разгону позавидуют водители обычных КамАЗов. Еще бы, удельная мощность — 20 «лошадей» на тонну, но может быть и больше. Передачи включаются легко и четко — к обычной коробке пристыковали блок электропневматического управления. Такой джойстик хорош гражданским, для армии привычнее обычный рычаг, а иностранцам подавай автоматы «Фойт» или «Эллисон».

По лесной, но достаточно чистой дороге «броник» уже разогнался под 80. Надо проехать с десяток километров, почти до упора в реку, там поворот направо. Еще через пару километров забраться на холм, высадить десантников и вместе с ними атаковать противника. Их явно больше, но на нашей стороне — внезапность. Через амбразуру загрохотал «Калашников» старшего, мое оружие `- колеса и броня. Ах, вы еще не убежали? Тогда мы едем к вам… Мчусь на замешкавшуюся группу, у каждого в руках что-то большое, воронено-черное, за спиной рюкзаки. Одна фигура показалась мне знакомой, но вспоминать некогда… Потом сообразил — это наш фотограф. Извини, брат, на войне, как на войне.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий