Жертва советской конкуренции: уникальный внедорожник АР-НАТИ, который игнорировал ГАЗ

С чего все начиналось

В истории отечественного автомобилестроения масса примеров копирования зарубежных образцов. Вот и про ГАЗ-64 говорили, что эта машина «срисована» с американского Bantam BRC 40, хотя на самом деле к нему «шестьдесят четвертый» не имеет совершенно никакого отношения. Однако ради справедливости нужно отметить, что идея создания русского «джипа» в таком виде все же позаимствована у заокеанских союзников.

Иван Петрович Тягунов – генерал-майор, начальник Автотракторного управления армии, – изучая по долгу службы американские автомобильные журналы, наткнулся на статью, в которой сообщалось, что компания “Форд” начала строить для армии США мини-грузовики «Пигмей». Причем в заметке указывалось, что военное ведомство Штатов собирается закупить 30 тысяч таких машин – цифра просто огромная для того времени

Этот факт косвенно указывал на важность автомобиля такого вида для вооруженных сил. К тому же форма кузова внедорожника и его технические характеристики были нетипичными для отечественных машин

Кстати, о Bantam BRC в публикации упоминалось только вскользь, без каких-либо определенных данных.

Со статьей Тягунов ознакомился в последних числах января 1941 года, а уже 1 февраля в Народный комиссариат, отвечающий за среднее машиностроение (НКСМ), пришло письмо от генерала с убедительной просьбой изготовить и представить к середине апреля опытные машины, разработанные по образцу «Пигмея».

К слову, у американцев на тот момент в действительности существовало только два рабочих экземпляра этих автомобилей.

В.А. Малышев, занимавший должность Наркома НКСМ, вызвал в Москву В.А. Грачева, являющегося главным конструктором ГАЗовских машин повышенной проходимости, и, познакомив его с американской публикацией, поручил сделать автомобиль такого же назначения.

И вот тут стоит вернуться к вопросу о «копиях». В распоряжении Грачева был журнал с общими ТТХ «Пигмея». И это всё! Никаких чертежей, схем или просто сведений о конструкции статья не содержала. На имевшихся скудных данных автомобиль скопировать было просто невозможно. Так что заслуга американцев заключается только в идее.

Особое мнение

В сопровождении к отчету по испытаниям Грачев приложил свое письменное мнение, разъяснив в нем, что такое ГАЗ-64 и каково его предназначение, а именно:

  • что этот внедорожник предназначался, прежде всего, для эксплуатации в моточастях армии, как раз с этим связана компактность машины;
  • что по тех. требованиям, предъявляемым Главным автобронетанковым управлением, автомобиль вполне можно использовать во всех трех направлениях: командирская, разведка, арт. тягач.
  • что сравнивать новый внедорожник с ГАЗ-61 нельзя, так как эти машины относятся к разным классам, и «шестьдесят четвертый» призван не заменить, а дополнить его.

Неизвестно, хватило бы доводов, которые привел Грачев, чтобы отстоять и все же запустить в серийное производство ГАЗ-64, но тут ему пришла неожиданная помощь со стороны Героя Советского Союза маршала Г. И. Кулика. Кулик написал Малышеву письмо, в котором вступился за ГАЗ-64, обосновав необходимость постановки машины такого класса на вооружение в Красную армию, естественно, с устранением выявленных в ходе проб недостатков.

Вердикт военных

Несмотря на то что новый внедорожник показал неординарные способности по проходимости, военные составили просто разгромный заключительный вердикт.

В своем отчете комиссия указала, что у ГАЗ-64 технические характеристики в целом соответствуют предъявленным требованиям, однако имеются различия по некоторым пунктам, а именно:

  • Запаса хода в 334 км недостаточно для эффективной эксплуатации.
  • На сильнопересеченной местности система охлаждения мотора плохо работает даже при температуре окружающего воздуха в +5 градусов.
  • ГАЗ-64 не способен преодолеть водную преграду глубиной более 600 мм.
  • На мокром и зыбком грунте преодолеваемый подъем составляет лишь 17-18 градусов.

По компоновке кузова, согласно мнению комиссии, новый автомобиль не годится ни на одну роль, указанную в тех. задании, а представляет собой обычный легковой полугрузовик, рассчитанный на трех человек и небольшое количество багажа. И это притом, что он без проблем таскал по талому снегу, смешанному с грязью, противотанковую пушку вместе с ее передком.

Помимо того, на отзыв повлияло и отсутствие тента, «запаски», а также дополнительного бака для топлива.

В итоге военные посчитали производство ГАЗ-64 нецелесообразным, предпочтя ему ГАЗ-61. При этом совсем не беря в расчет то, что производство устанавливаемых на эту машину двигателей (ГАЗ-11) было уже прекращено, и даже отсутствовала необходимая оснастка для изготовления открытой кузовной платформы, на которой они настаивали.

Миссия 10

Cразу после того, как священник вступит на борт Озиаса, он даст последнее задание — уничтожить пиратскую базу. Но как только вы прилетаете в нужный сектор, из ворот появляется Гонерский Тяжёлый Кентавр Прототип и настойчиво просит оставаться на месте. На его борту находится Джани Холл, связываемся с ним.

Экстерминатус Пиратской базы Синдиката. Во имя Святой Терры и Великой Справедливости

Оказывается, все можно провернуть изящнее — на пиратской базе есть земной агент. Чтобы попасть на базу, нужно раздобыть 35 единиц космотабака, а чтобы взорвать её — 60 мин СКВОШ. Космотабак ищите в пиратских секторах и секторах телади, мины СКВОШ — у сплитов и паранидов. Раздобыв все необходимое, летим к Пиратской Базе. Сначала связываемся с управляющим пиратского дока, говорим что привезли космотравку и после разрешения но посадку стыкуемся с базой. Далее связываемся с земным агентом — Сиром Кеппелом. Он пересаживается к нам и просит доставить его на Озиас. После доставки агента на Озиас Гонерская сюжетная ветка заканчивается.

Награды сюжетной линии: Помимо денег в миссиях вы получаете: Несфокусированный прыжковый двигатель — (не занимает места в трюме, отображается в статистике пилота вместе с полицейскими лицензиями и страховкой) — возможность за 5 батареек прыгнуть в созданный игрой сектор. В секторе всегда валяются контейнеры с батарейками, довольно часто попадаются ксеноны, хааки, присутствуют астероиды, в том числе и с нивидиумом, причем сектор генерируется заново для каждого прыжка. Включить несфокусированный прыжок можно задав горячую клавишу в профиле пилота. Пилот имеет возможность совершить несфокусированный прыжок на любом своем корабле с установленным прыжковым двигателем, то есть это опция пилота, а не конкретного корабля.Иногда возможен прыжок в случайный сектор известной Вселенной.Искатель Истинного Света — уникальный гонерский М6, в орудийный отсек которого можно устанавливать почти все лазеры, существующие в игре. Его отдадут спустя некоторое время после восьмой миссии (об этом известит сообщение). Ожидать игрока он будет на фабрике теладиания в Элизиуме света.В процессе прохождения начальной части сюжета будет повышаться репутация у гонеров и выплачиваться вознаграждение.

От слов к делу

Работа закипела. 3 февраля 1941-го в горьковском КБ началось проектирование автомобиля ГАЗ-64. Через девять дней были готовы чертежи, а 4 марта началась сборка первого образца.

Уже 25 марта на свет появилась первая опытная машина, а 22 апреля Сталину в Кремле продемонстрировали два внедорожника. И приступили к испытаниям.

Кстати, почему вождю представили две машины? Дело в том, что Малышев поставил задачу сразу двум КБ — ГАЗу и НАТИ(Научно-исследовательскому автотракторному институту). В задании жёстко и чётко оговаривались длина и колея машины, грузоподъемность(400 кг) и гарантированный пробег(5000 км).

ГАЗ-64 на испытаниях

Более удачным по компоновке и плавности хода на пересечённой местности(плавность влияла на стрельбу из пулемёта на ходу) оказался опытный джип АР-НАТИ. Но он был технологически более сложным и потому в серию не пошёл. А вот ГАЗ-64 вобрал в себя всё самое лучшее из серийно выпускавшихся в то время на ГАЗе автомобилей: ГАЗ-61, ГАЗ-ММ и ГАЗ М‑1.

С 15 по 27 апреля 1941 года ГАЗ-64 успешно прошёл войсковые испытания на полигоне ГБТУ РККА. К слову, АР-НАТИ в испытаниях также участвовал.

Метки

Полезные советы (658)Тюнинг (350)ГИБДД (317)ПДД (196)Пикап (167)Автобусы (163)Рейтинг (160)кроссовер (157)Штрафы (156)Перевозки (149)ГАЗ (130)Грузовик (114)Грузовики (113)УАЗ (111)АВТОДОМ (107)Внедорожник (106)КЕМПЕР (103)КАМАЗ (96)История (96)Автобус (95)Toyota (91)Автомобиль (91)Электромобиль (91)Цены (89)МАЗ (81)Volkswagen (81)FORD (80)BMW (78)Бензин (71)Mercedes (70)Tesla (69)Hyundai (68)Фургон (67)Mercedes-Benz (62)Автомобили (61)Советский (58)Scania (58)Технологий (58)Минивэн (58)СССР (58)Porsche (57)Шины (57)гибрид (56)ЭЛЕКТРОБУСЫ (54)ОСАГО (51)Renault (51)гаи (49)Обман (49)Lamborghini (48)Тягачи (47)Volvo (47)Самосвал (46)Закон (45)дороги (45)Штраф (45)MAN (44)Ремонт (43)ФУРГОНЫ (43)Ferrari (43)Электрокар (42)

Почему «шестьдесят четвертый», а не АР-НАТИ?

Напомним, что АР-НАТИ проходил испытания вместе с ГАЗ-64 и при этом был с ним одного класса, причем на испытаниях этот автомобиль по некоторым моментам даже превосходил внедорожник Грачева. Однако машина имела недостаточную унификацию с серийными автомобилями, при этом ее конструкция была более сложной и дорогой, что, естественно, сыграло против него.

Потому даже небольшое превосходство перед ГАЗ-64 не смогло перевесить экономическую составляющую проекта. «Шестьдесят четвертый» был проще и гораздо дешевле своего конкурента, что и стало определяющим моментом в выборе между двумя моделями.

Конструкция и устройство ГАЗ-64

От 61-й модели ГАЗ конструкторы взяли шасси, так как его было легче всего производить. Мосты получили небольшие изменения (передний был ведущим), остальные механизмы остались неизменными. Для повышения дорожного просвета передней части транспорта силовой агрегат установили выше, чем обычно.

Технические характеристики:

  • Длина — 3,7 м;
  • Ширина — 1,5 м;
  • Высота — 1,9 м;
  • Колёсная база — 2,1 м;
  • Масса — 1,2 т.

Базу укоротили на 75,5 см (по сравнению с ГАЗ-61). Уменьшение габаритов позволило отказаться от промежуточного карданного вала. Негативных последствий от этого не последовало, если не считать незначительное увеличение стояночного угла переднего карданного шарнира. Крутильные колебания и вибрации отсутствовали. Передний карданный вал оснастили шарнирами на игольчатых подшипниках, которые устанавливали на ГАЗ-51. В те годы их только начинали использовать в Горьково.

Под капот поставили четырёхтактный бензиновый двигатель, который при объёме 3,28 л развивал до 50 лошадиных сил (максимальная скорость — 60 км/ч). Силовая установка работала вкупе с четырёхскоростной механической коробкой передач (три передние и одна задняя). Раздатку лишили демультипликатора. Для связи мотора с КПП использовалось сцепление сухого типа, состоящее из одного диска.

Из-за короткой длины базы присутствовал эффект галопирования. Его устранили вводом в конструкцию четырёх гидравлических амортизаторов одностороннего действия (по два на каждую ось). Задняя подвеска получила стабилизатор поперечной устойчивости. Все колёса имели механические тормозные механизмы тросового типа с жёстким валом без уравнителей. Активировались при нажатии педали или подъёме рычага.

Четырёхместный кузов был открытым. Задний диван совмещённый, а передний раздельный. За передним пассажиром размещалась пулемётная установка с областью для хранения боеприпасов. Некоторые экземпляры комплектовались рацией. Для быстрой посадки и высадки экипажа дверные разъёмы не оснащались дверями. Во время осадков кузов можно было закрывать тентом, который устанавливался на одну дугу.

Лобовое стекло крепилось в металлической рамке. Её можно было откидывать или фиксировать в горизонтальном положении. Сборка кузова осуществлялась по настолько простой технологии, что иногда это делалось вручную. Это стало возможно за счёт использования гнутых в одной плоскости форм. Листы соединяли между собой посредством точечной сварки. Многие элементы дизайна передней части взяты с ГАЗ-АА (в частности, верхняя часть кожуха радиатора с эмблемой, основной бензобак на 43 литра и щиток приборов).

Для ускорения проектирования все электроприборы взяли с ГАЗ-М1 и ММ. Для упрощения устройства оставили необходимые датчики и индикаторы. Разработчики упразднили масломанометр (не представлял необходимости из-за низкого давления в системе) и термометр воды. В схему электрооборудования добавили штепсельную розетку для переносных фонарей.

Основные шины ГАЗ-64 имели размер 6,50-16 и оснащались грунтозацепами. Их по специальному заказу разработало ярославское предприятие. Они так понравились солдатам, что их использовали на военных внедорожниках до 1958 года. Во время ВОВ ощущался дефицит таких колёс, поэтому некоторые экземпляры «обували» в шины 7,00-16, которые применялись на М1. Они обладали низкой проходимостью, так как рисунок протектора выполнялся по шоссейному типу.

Прерванные испытания нового внедорожника

В апреле 1941 года «шестьдесят четвертый» должен был пройти почти двухнедельные войсковые испытания, на спец. полигоне Кубинка, в которых также были представлены: АР-НАТИ, ГАЗ-61 и гость из Германии – Tempo G1200.

По сути, более-менее справедливую конкуренцию ГАЗ-64 мог составить только АР-НАТИ, когда остальные две машины относились к автомобилям совсем другого класса. Но тем не менее все четыре модели были поставлены на «одну линию» и сравнивались между собой.

За время тестирования новый «джип» прошел 776 км, из которых 126 по сильнопересеченной местности, в самый пик весенней распутицы, причем как самостоятельно, так и с прицепом, в качестве которого выступал артиллерийский передок вместе с пушкой «сорокопяткой». ГАЗ-64, военный автомобиль, показал просто великолепную проходимость, сравнимую с возможностями танков легкого класса Т-60 и Т-40, и это не с «грязевой резиной», а с обычными шинами от серийной машины.

Однако пройти всю программу тестирования автомобилю не дали, испытания были прерваны в связи с тем, что легковые внедорожные новинки захотели лично осмотреть Сталин, Буденный, Ворошилов и Шапошников.

АР — автомобиль разведчик. 1941 г

В 1930-е годы НАТИ занимался весьма разносторонним спектром разработок в военной
области — как текущими модернизациями серийной автотехники двойного назначения, так и созданием секретных перспективных армейских
машин и весьма оригинальных и уникальных экспериментальных опытных образцов, стоявших на уровне лучших зарубежных аналогов. К ним
относились грузовые автомобили повышенной и высокой проходимости, газогенераторные машины, полугусеничные и полноприводные вездеходы,
новые виды бронеавтомобилей, танков, тракторов, силовых агрегатов, узлов трансмиссии и средств повышения проходимости серийной
техники. На первом этапе создания отечественной автомобильной промышленности практически все советские серийные автомобили
разрабатывались заводскими конструкторскими бюро в тесном сотрудничестве с НАТИ, а некоторые целиком были созданы и испытаны в
этом институте. На основе анализа зарубежного опыта в 1930-е годы в НАТИ бьшо спроектировано и построено большое количество
экспериментальных прототипов и опытных экземпляров военной автомобильной техники, часть из которых затем послужила базой для
серийных машин. Прототипы обычно собирались на собственном опытном производстве НАТИ — Заводе опытных конструкций (ЗОК), созданном
в 1932 году, или на профильных автомобильных предприятиях.

Надо отметить, что все военные разработки в НАТИ проводились под грифом «Совершенно
секретно» и под неусыпным вниманием со стороны силовых ведомств, спецслужб и высшего руководства страны, которые часто диктовали ученым
и конструкторам свои не всегда абсолютно здравые решения. Командный стиль управления не только ограничивал творческие возможности
сотрудников НАТИ, но и зачастую приводил к проведению работ, заранее обреченных на неудачу

С другой стороны, те и другие постоянно
находились под сильным влиянием зарубежных разработок, прежде всего американских. В отсутствие достоверной информации и необходимого
объема финансирования на закупку иностранных образцов их копирование подчас осуществлялось интуитивно, буквально на основе статей и
картинок из популярных журналов, в лучшем случае — секретных альбомов разведуправления РККА. При этом технологических возможностей
для воплощения этих идей в жизнь, изготовления особо точных и сложных агрегатов и деталей у Советской России к началу войны так и не
появилось.

Производство и распределение ГАЗ-64

Первую партию машин в количестве 42 экземпляров выпустили в августе 41-го года. Их собирали по обходной технологии для ускорения производства. До конца года собрали 601 автомобиль. Весь транспорт отправили на вооружение разведовательных отрядов. В декабре этого же года производство остановилось, так как на мощности горьковского предприятия перебросили выпуск лёгких танков и сборку реактивных мин.

В следующем годк темпы выпуска упали, практически, в десять раз. Инженеры успели выпустить 67 экземпляров, причём бОльшую часть из них в июле. В 1943 году произошёл закат 64-й модели — из стен цехов ГАЗа вышло три автомобиля улучшенной серии, которые получили индекс «В». Главное отличие заключалось в расширении колеи переднего моста.

На базе ГАЗ-64 выпускался бронеавтомобиль БА-64, который имел более высокий спрос в годы войны. За год собрали чуть меньше четырёх тысяч броневиков. Заменили внедорожник усовершенствованной 67-й моделью в конце 1943 года.

Миссия 9

Ближе к Южным вратам сектора Приют торговца  будет висеть в космосе корабль Пиратского Синдиката — Огненный Коготь. При подлете к нему на определенное расстояние (менее 14,5 км), он просыпается, и начинает долгий путь домой.  Его максимальная скорость варьируется. Осаму сообщает, что данный корабль приведет нас к смотрителю Холлу, и просит проследить за ним.Лететь придётся в сектор Звезда Гайи через многочисленные пиратские патрули. Если хотите, чтобы проблем было меньше — заранее поднимите репутацию у пиратов, выполнив несколько их заданий. Долетев до нужного сектора, продолжаем слежку и ждем, пока корабль состыкуется с пиратской базой. После стыковки объекта наблюдения со станцией из неё вылетает Холл в скафандре с просьбой спасти его и несколько кораблей Пиратского Синдиката. Уничтожаем или захватываем всех пиратов, либо уводим их от Холла подальше, а потом разворачиваемся и летим подбирать священника. Как только он окажется на борту, следует возвращаться в Элизиум света.

ГАЗ-64

Технической базой ГАЗ-64 с полезной нагрузкой 400 кг служили полноприводное шассимаршальского внедорожника» ГАЗ-61 и агрегаты от серийных грузовиков. От ГАЗ-61 использовались доработанный передний и задний мосты, одноступенчатая раздаточная коробка, укороченные карданные валы, рулевой механизм, тормоза и колёса. А также доработанная тормозная система.

Шасси ГАЗ-64

От грузовика ГАЗ-ММ позаимствовали 50-сильный двигатель с карбюратором МЛ-1, водяным насосом от мотора ГАЗ-11, электрическим стартёром, изменёнными системами питания и охлаждения, а также сухое сцепление, четырёхступенчатую КПП и заднее подпружиненное буксирное устройство.

Слепо следуя заокеанскому примеру, было решено сократить вполне приемлемую колею автомобиля ГАЗ-61: с 1440 мм до параметров, близких к американским. Это неминуемо привело к переделкам узлов ходовой части.

Уменьшение колёсной базы с 2845 мм(у ГАЗ-61) до 2100 мм заставило конструкторов практически заново разработать новую сварную лонжеронную раму.

Упрощённый открытый четырёхместный кузов модели 416 конструкции Бориса Комаревского первоначально изготовлялся из кровельного железа без специальной оснастки. Он снабжался тентом и брезентовыми фартуками вместо обычных дверей, двумя передними раздельными сиденьями и одним двухместным задним, а также откидным лобовым стеклом с вакуумным очистителем. Совершенно новыми были массивный капот с вытяжными щелями, узкие жестяные крылья с закруглёнными краями и характерными углублениями для фар. А также простая облицовка радиатора, состоявшая из десяти сваренных вертикально металлических прутков.

В кузове предусматривались места для стрелкового оружия и боеприпасов. Основной топливный бак ёмкостью 43 литра размещался под лобовым стеклом, а под задним сиденьем имелась вторая 40-литровая ёмкость.

Снаряжённая масса ГАЗ-64 составила 1306 кг, размер передней колеи — 1278 мм, задней — 1245. На шоссе автомобиль развивал скорость 92 км/ч и расходовал в среднем 15 литров бензина на 100 км. Максимальный угол подъёма достигал 42 градусов.

ГАЗ-64 имел несколько лучшую проходимость, чемВиллис». Особенно с прицепом, на заболоченных участках, по тяжёлой грязи, на подъёмах, буграх и ямах. Это было связано с более устойчивой работой нефорсированного, но оченьэластичного» двигателя на малых оборотах. Можно было длительно двигаться по бездорожью с малой скоростью на третьей и даже четвёртой передачах без необходимости их переключения.

На более высокой передаче машина могла разгоняться, начиная со скорости всего девять км/ч. Немыслимая способность для американских джипов.

Таким образом, в отличие отВиллиса», ГАЗ-64 являлся типичным автомобилем-тягачом, чьей стихией были малые скорости при больших нагрузках в движении по бездорожью. Что и требовалось на войне.

Конечно, машина была ещё достаточносырая», не столь технически совершенная и законченная, какВиллис».

Вторая попытка

В самом начале лета 1941 года появился другой и единственный опытный экземпляр, серьезно переработанный: радикальные изменения претерпел кузов, машина приобрела тент и запасное колесо, подверглось усовершенствованию и шасси внедорожника. ГАЗ-64, по плану, снова должен был пройти испытания, но помешала начавшаяся война. Через два дня после ее начала Горьковский автозавод получил задание на производство еще пары обновленных автомобилей: командирского и разведывательного. 20 августа оба внедорожника прибыли в Москву для тестирования, причем дополнительно один экземпляр таскал пушку «сорокопятку», второй – противотанковый ЗИС-2 калибром 57 мм.

Испытания прошли успешно, и на этот раз новый внедорожник был принят на вооружение и запущен в массовое производство.

Миссия 7

Сразу же после уничтожения кораблей Синдиката приходит сообщение от Авенса, в котором он сообщает, что пираты нападают на гонеров в секторах Телади, а местное правительство не горит желанием их защищать. Спешим на помощь бедным гонерам. Нас посылают в новые сектора Телади, расположенные в правой нижней части галактической карты. Три задания — защита корабля либо станции. Сектора будут выбираться случайным образом, от Слез Скупости до Святилища коррупции. В версии игры 3.0 и выше задания стали пустой формальностью – можно не появляться на месте вызова, пираты уничтожатся сами. В более ранних версиях действительно необходимо сражаться. После успешного завершения миссии Осаму Авенс радует очередной новостью — пока мы защищали гонерское имущество, Искатель Истинного Света был захвачен пиратами. 

Билет в жизнь

При довольно положительном отзыве в отчёте отмечались и недостатки ГАЗ-64, в основном связанные с применением некачественных материалов: поломки элементов рамы, сошки руля и передних рессор(«виллисы» тоже этимболели»). Неудобная посадка пассажиров, хотя и более удачная, чем у заокеанского внедорожника. Затруднительное управление, большой расход топлива и особенно масла в двигателе(подтекали уплотнения). Однако, как и следовало ожидать, главным недостатком стала заимствованная у американцев идея использовать слишком узкую колею. Автомобиль не вписывался в проложенные грузовиками следы, имел недостаточную боковую устойчивость на косогорах.

Были даже случаи его бокового опрокидывания(впрочем, как и уВиллиса»). В конце 1942 года колея передних колёс была расширена до 1293 мм. Но это ещё в большей степени увеличило несовпадение следов от передних и задних колёс, что неблагоприятно сказывалось на проходимости по деформируемым грунтам, приводило к образованию новых колей и повышению потерь на самопередвижение.

ГАЗ-64 широкого распространения так и не получил. В 1941 году собрали чуть более 600 машин, но в 1942-м было выпущено всего 67 единиц. Причиной сокращения производства была загрузка ГАЗа лёгкими танками и иными приоритетными задачами.

В начале 1943-го возобновилось производство доработанного ГАЗ-64 В, получившего название ГАЗ-67… но вскоре и оно прекратилось(выпустили три машины).

Впоследствии индекс ГАЗ-67(сначала назывался ГАЗ-67Б) получил коренным образом модернизированный ширококолейный автомобиль; уровень и объём его радикальных переделок требовал присвоения нового модельного номера.

С апреля 1943 года внедорожник совсем не выпускался. Все шасси64» шли под монтаж бронеавтомобилей БА‑64.

БА-64

3 мая 1943 года примерили установку на шасси ГАЗ-64 лёгкой 37-мм пушки — для последующего монтажа орудия на ГАЗ-67, который был ужена выходе». В основном же начиная с 1942 года оснащение Красной армии многоцелевыми легковыми автомобилями повышенной проходимости велось по нарастающей за счёт импортныхвиллисов», аналогичныхфордов» ибантамов», вполне себя оправдавших в наших фронтовых условиях.

ГАЗ-64 с 37-мм пушкой(фото: ЦАМО РФ)

К тому же они резко снизили острую нехватку специальных транспортных средств, с которой советские военные столкнулись в начале войны. И если эти машины до сих пор имеются в натурных образцах на бывших территориях войны, то достоверных сведений о хотя бы одном сохранившемся ГАЗ-64 нет.

Проектирование, освоение и опыт эксплуатации нашего первого джипа для завода не прошли бесследно. ГАЗ-64 дал жизнь не только более совершенному ГАЗ-67, но и, без сомнения, всему послевоенному поколению легковых автомобилей высокой проходимости.

ГАЗ-64: характеристики, описание

Кузов машины – сварной, открытый, на четыре места. Передние сиденья – раздельные, заднее – слитное. Двери, как и в первой версии, не предусматривались, что позволяло оперативно покинуть автомобиль в случае опасности. Вся поверхность кузова исключала сложные формы, что облегчало его серийное изготовление.

Непромокаемый тент накрывал только верх, боковины оставались открытыми.

Ветровое стекло можно было опустить вперед (на капот).

Для внешнего оформления передней части автомобиля использовались детали от ГАЗ-АА: крышка капота, верх кожуха радиатора, щиток приборов.

На «джип» установили карбюраторный четырехцилиндровый мотор объемом в 3,285 л, низкая степень сжатия которого (всего 4,6) давала возможность использовать даже низкокачественное топливо (октан 55–60). Мощность двигателя в 50 л. с. при 2800 об. позволяла разгонять внедорожник до 90 км/час.

КПП – четырехступенчатая, механическая. Раздаточная коробка – одноступенчатая. Основной привод – задний, передний – подключаемый.

В подвеске внедорожника использовались четверть-эллиптические рессоры – не самый лучший вариант, так как листы при перегрузке часто ломались.

Продольное раскачивание гасилось гидроамортизаторами одностороннего действия. За поперечную устойчивость отвечал стабилизатор, установленный в заднюю подвеску.

На всех колесах тормозное устройство включалось через механический привод (трос).

«Своевременное» техническое задание

Работа над новым автомобилем, впоследствии получившим заводскую маркировку ГАЗ-64, началась уже 3 февраля. Машина собиралась с небывалой скоростью, даже обогнав техническое задание, которое заводчане получили, когда процесс создания внедорожника подходил к завершающей стадии.

Согласно этому документу, у ГАЗ-64 характеристики должны были соответствовать следующим данным:

  • Длина (мм) – 3100.
  • Колея (мм) – 1200.
  • Колесная база (мм) – 2100.
  • Высота по капоту (мм) – 970.
  • Масса (кг) – 1000.
  • Минимальная грузоподъемность (кг) – 400.
  • Вместимость кабины – 4 чел.

Кроме того, автомобиль вездеход ГАЗ-64 должен был выполняться в трех различных вариантах: разведывательном, командирском и арт. тягач.

Причем для первых двух видов предполагался кузов типа фаэтон, а для артиллеристов – пикап.

В машине разведки в салон должен был устанавливаться вертлюг под пулемет ДС, а на ГАЗ-64, командирский внедорожник, радиостанция РБ.

Миссия 2

Вторая миссия даётся Джани Холлом, находящимся на Озиасе, сразу после выполнения первой.Гонеры продолжают строительство, но им катастрофически не хватает ресурсов. Миссия практически аналогична первой, только изменились ресурсы и их количество. Для продолжения строительства Храма нужно привезти 2000 руды и 1200 теладиания. Расположение теладианиевых фабрик можно посмотреть во встроенной Энциклопедии, либо просто полетав по секторам Телади. Доставлять ресурсы по той же схеме — самолично подлетая к Озиасу. После завершения нас опять благодарят, выплачивают вознаграждение и обещают связаться, как только появиться новая работа.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий