Обломки прошлого
Безусловно, Белому движению достался и ряд серийных бронеавтомобилей, использовавшихся Русской императорской армией. В различных частях применялись пулемётные машины «Армстронг-Уитворт», «Джеффери-Поплавко», «Мгебров-Рено», «Остин», «Остин-Путиловец», «Рено», «Руссо-Балт тип С», «Фиат-Ижора», зенитный «Пирлесс», а также пушечные «Гарфорд-Путилов» и «Ланчестер». Некоторые из перечисленных были отбиты в боях у частей РККА. Суммарное количество дореволюционных броневиков в белых частях не превышало 30−40 экземпляров, что, конечно, было каплей в море по сравнению с как минимум парой сотен доставшихся РККА. Кроме того, устаревшие технические параметры, проходимость, скорость и вооружённость машин не позволяла говорить о них как о серьёзной военной силе.
«Кто есть кто»: ФСБ России использует авто «Каратель» против дагестанских ополченцев
ФСБ России взяла на вооружение для борьбы с дагестанскими партизанами новый бронеавтомобиль «Каратель», созданный на базе дакаровского КАМАЗа, передает Joinfo.ua со ссылкой на AUTO-Consulting.
Сообщается, что данный автомобиль недавно лично осматривал Путин, которому тогда сообщили, что данная машина предназначена для борьбы с партизанами. Недавно ее уже использовали в Дагестане.
На видеозаписи «Каратель» (с 3 мин.) только мельком оказывается в кадре, а главные задачи по пресечению сопротивления осуществляет ГАЗ-Тигр с дистанционно-управляемым модулем.
Исходя из формы корпуса, «Каратель» задумывался как исключительно стойкий к обстрелам из любого вооружения бронеавтомобиль, который сможет выдержать даже подрыв на фугасах приличного объема. В техническом плане имеются весьма высокие стандарты бронестойкости, которые силами одних лишь металлургов тяжело достигнуть. На авто есть и компоненты композитного бронематериала, а довольно неудобное наклонное бронированное стекло обязано защищать бойцов даже при обстреле из ДШК и «Утеса».
Цена проекта по сборке «Карателя» достигает десятков миллионов долларов. О точной стоимости данного авто пока не сообщалось.
Первый русский бронеавтомобиль Накашидзе
Во время Русско-японской войны отставной поручик гусарского полка грузинский князь Михаил Александрович Накашидзе уверился в необходимости создания принципиального нового вида вооружения — бронеавтомобиля. Представленный летом 1905 года проект военным понравился, но они ограничились советом изобретателю принять на себя все расходы по его изготовлению.
Прототип бронеавтомобиля Накашидзе французской фирмы CGV. 1905 год
В результате заказ на два броневика был передан французской фирме Charron, Girardot et Voigt (CGV), которая уже имела опыт установки пулеметов на легкие шасси. Основой русских бронемашин являлись рядовые 37-сильные легковушки Charron 30CV с отнесенной назад коробкой передач и главной цепной передачей. На них водрузили высокие бронекорпуса с крупными окнами и поворотной башней с пулеметом Hotchkiss, а по бортам крепились колейные мостки для преодоления траншей. Достаточно тяжелая трехтонная машина развивала скорость 50 км/ч и имела запас хода 600 километров. Ее первые испытания состоялись в конце 1905 года во Франции.
Пулеметная машина Михаила Накашидзе на испытаниях в России. 1906 год
Второй экземпляр броневика на военных маневрах во Франции. Июль 1906 года
Так в который уж раз сработала теория особого исторического статуса России с ее «специфическими условиями», к которым относили многовековую привязанность к конным повозкам, отсутствие крупных промышленных предприятий и…
126000111.02.2018
В Россию первый бронеавтомобиль прибыл в марте 1906-го. Военные провели его испытания в весеннюю распутицу и признали машину «неспособной к самостоятельному движению», но по итогам летних проб ее рекомендовали применять
После ремонта и усиления брони она снова поступила на испытания, но по их результатам в 1908-м броневик был разобран.
Общая характеристика ножа
Для изготовления клинков «Карателя» используется сталь высокого качества:
- «50X14 МФ»;
- «65X13»;
- «70X16 МФС».
Клинок получается плотным, на него наносят антибликовое покрытие. Также он имеет неприметную крестовину, которая с легкостью защищает руку от скольжения в процессе ударов. Основная рукоятка сделана из прессованной кожи, это поможет обладателю нанести болезненный удар своему противнику, при этом не повредить свою руку благодаря надёжности хвата.
Нож Каратель из стали высокого качества.
Благодаря рельефности рукоятки изготовленной из резины нож надёжно фиксируется даже в мокрой руке. Ножны для клинка также изготавливаются из плотной кожи, которые имеют в себе две системы подвеса и ремешок, который с помощью кнопки надёжно и жёстко фиксирует нож.
Длиной «Каратель» 28 см, с параметрами: длина клинка – 16 см, ширина – около 4 см и толщина обуха -6 мм.
Иностранные бронемашины в Царской армии
Основу пяти сотен колесных боевых машин, служивших в Царской армии, составляли самые разнообразные броневики, которые собирали около 20 фирм Европы и Америки. Из них самыми распространенными стали бронемашины известной британской компании Austin, поставившей в Россию в 1914–1917 годах 168 комплектных броневиков и 60 шасси для их сборки на месте.
Первые бронеавтомобили Austin
Главным военным достижением компании Austin стал выпуск 480 пулеметных бронеавтомобилей, построенных на 50-сильном шасси представительской легковушки Austin 30НР. Первую партию, отправленную в Россию в октябре 1914 года, составили броневики с односкатными деревянными колесами, пневматическими шинами и покатыми верхними боковыми листами кабины, за которой рядом друг с другом помещались поворотные башни с пулеметами Maxim калибра 7,62 мм. Под полом каждой из них крепились две «запаски» с литыми шинами, применявшиеся в боевой обстановке. На деле машины оказались слишком уязвимыми, и весной 1915-го Ижорский завод приступил к их модернизации.
Наиболее распространенный в России броневик Austin первой серии. 1914 год
К тому времени фирма Austin развернула выпуск броневиков второй серии с усиленной бронёй и модернизированной ходовой частью. В октябре они поступили на вооружение русской армии, но тоже себя не оправдали.
Доработанная и усиленная бронемашина Austin второй серии. 1915 год
В конце 1916-го фирма переключилась на выпуск броневиков третьей серии с пуленепробиваемыми стеклами, вторым постом управления и задними двускатными колесами. Их развитием в России стал вариант с башнями диагонального расположения, выпускавшийся уже в советские времена.
Бронемашины Armstrong-Whitworth
Эти машины стали одними из самых распространенных иностранных броневиков в Царской армии, снабженных доработанными в России корпусами. Основой двух вариантов являлись 60-сильный легковой автомобиль FIAT и английское спецшасси Charles Jarrett мощностью 38 л.с. Единственная партия из 40 броневиков, весивших 4–5 тонн, поступила в Россию летом 1916 года, но после первых же боев машины второй версии признали непригодными для воинской службы.
Броневик Armstrong-Whitworth-FIAT в дни Февральской революции. 1917 год
Рассказать в короткой статье обо всех броневиках тех давних времен не представляется возможным, но к ним мы непременно вернемся.
Источник — https://www.kolesa.ru/article/bashennye-i-bezbashennye-russkie-broneviki-pervoj-mirovoj
Первый русский бронеавтомобиль Накашидзе
Прототип бронеавтомобиля Накашидзе французской фирмы CGV. 1905 год
В результате заказ на два броневика был передан французской фирме Charron, Girardot et Voigt (CGV), которая уже имела опыт установки пулеметов на легкие шасси. Основой русских бронемашин являлись рядовые 37-сильные легковушки Charron 30CV с отнесенной назад коробкой передач и главной цепной передачей. На них водрузили высокие бронекорпуса с крупными окнами и поворотной башней с пулеметом Hotchkiss, а по бортам крепились колейные мостки для преодоления траншей. Достаточно тяжелая трехтонная машина развивала скорость 50 км/ч и имела запас хода 600 километров. Ее первые испытания состоялись в конце 1905 года во Франции.
Так в который уж раз сработала теория особого исторического статуса России с ее «специфическими условиями», к которым относили многовековую привязанность к конным повозкам, отсутствие крупных промышленных предприятий и…
12600111.02.2018
В Россию первый бронеавтомобиль прибыл в марте 1906-го. Военные провели его испытания в весеннюю распутицу и признали машину «неспособной к самостоятельному движению», но по итогам летних проб ее рекомендовали применять
После ремонта и усиления брони она снова поступила на испытания, но по их результатам в 1908-м броневик был разобран.
Русские броневики на отечественных шасси
Во времена Первой мировой войны единственным «счастливым» сочетанием отечественных автомобилей и бронекорпусов русского производства являлись бронемашины, базировавшиеся на шасси Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ).
Первыми в августе–сентябре 1914-го стали безбашенные броневики на 40-сильном легковом шасси С24-40, созданные по проекту инженера А. Я. Грауэна и оснащенные ижорскими корпусами с наклонным расположением бронелистов из хромоникелевой стали. Два пулемета Maxim помещались в лобовом и кормовом листах, третий можно было переносить с одного борта на другой. Скорость трехтонных машин не превышала 20 км/ч. На фронт они ушли в составе 1-й автомобильной пулеметной роты, но из-за слабого бронирования вскоре были сняты с вооружения.
Полностью русский броневик Грауэна на легковом шасси С24-40. 1914 год
Безбашенная машина Ижорского завода с задним расположением пулемета
В конце сентября 1914 года в петроградской мастерской инженера А. А. Братолюбова по проекту штабс-капитана Некрасова на том же шасси собрали три броневика с округлыми корпусами Обуховского завода с двумя 37-мм пушками Hotchkiss и тремя пулеметами. Такие же корпуса с пушкой Maxim смонтировали на трех однотонных грузовых шасси Д24-40. Все версии получились слишком тяжелыми и громоздкими, участия в боях не принимали и впоследствии были переведены на железнодорожный ход.
Пушечный броневик Некрасова и Братолюбова на автомобиле С24-40. 1915 год
В начале 1916 года в мастерской Братолюбова на шасси С24-40 появился оригинальный башенный броневик «Победоносец» с тремя пулеметами Maxim и вторым постом управления. Одновременно на грузовых шасси Д24-40 собрали еще три бронемашины, которые от легковых отличались усиленной рамой и новыми мостами. Оказавшиеся перегруженными и тихоходными, все они применялись как учебные машины и служили в охране Смольного.
Броневик «Победоносец» на шасси «Русско-Балтийский С24-40». 1916 год
Машины «Олег», «Ярослав» и «Святослав» на грузовых шасси Д24-40. Март 1917 года
В общей сложности до 1917 года на русских шасси было собрано всего лишь 20 броневиков.
Канадская броня Первой мировой
Канадцы начали создавать собственную бронетехнику уже в начале Первой мировой войны. Машины проектировались инженерами компании «Расселл» (Russell Automobile Company of Toronto) по заказу полковника Уильяма МакНота (William Gray McNaught) для батареи «моторизированных пулемётов». Они строились на шасси полноприводного грузовика «Джеффери» (Jeffery) и вооружались двумя пулемётами «Кольт».
Бронированные грузовики «Джеффери» на выставке в Торонто, 1915 год
Изначально планировался выпуск 49 машин общей стоимостью C$400 000. Первую партию из 14 машин финансировал известный бизнесмен сэр Джон Итон (John C. Eaton). Кроме денег на сами бронемашины, Итон пожертвовал С$100 000, чтобы бригада носила его имя — «Пулемётная бригада Итона» (Eaton Machine Gun Brigade). В декабре 1914 года правительство Канады также выделило сумму в C$242 640 на постройку броневиков. Каждый грузовик стоил C$3000, броня и пулемёты — ещё столько же. Постройку машин закончили почти год спустя, 6 ноября 1915 года. Бронирование было достаточно серьёзным для того времени и защищало от пуль винтовочного калибра на дистанциях свыше 180 метров.
Вместе с разработкой первой бронемашины началась первая гонка конструкторов: в Монреале построили прототип бронеавтомобиля на шасси грузовика «Паккард». Предлагалось построить шесть таких машин для вооружения второй батареи. Министр ополчения и обороны Сэм Хьюз одобрил разработку, но поскольку правительство уже заказало девять машин на шасси «Джеффери», оставшиеся пять броневиков так и не построили.
Однако отношение к новым бронемашинам было неоднозначным. После отставки Хьюза начальник генштаба сэр Уиллоуби Гваткин (Whilloughby Gwatkin) попытался от них избавиться. Машины хотело закупить российское правительство, но оно было готово потратить только C$5000 на каждую машину, что даже не окупало затраты канадцев.
В конце концов из-за нехватки опытных водителей батарея Итона отправилась воевать в Европе на мотоциклах, а «Джеффери» остались ржаветь на складах. В 1917 году их подарили Индии, хотя многие из них в итоге оказались в Ирландии, видимо, осев там по дороге.
Другому канадскому бронеавтомобилю повезло больше. Бригада моторизованных пулемётов генерал-бригадира Раймонда Брутинела (Raymond Brutinel) попала в Европу с восемью броневиками марки Armoured Autocar. Безбашенная конструкция Брутинела была менее совершенной, чем броневики Итона, однако именно эти машины пошли в бой. Бригаде Брутинела также выпала честь первой из всех канадских войск воевать вместе с танками: 15 сентября 1916 года семь британских танков поддержали атаку бригады на город Курселет.
Канадские солдаты и бронеавтомобили Armoured Autocar, апрель 1918 года
В марте 1918 года британское правительство попросило канадцев выделить кадры для создания собственного танкового батальона. 1-й канадский танковый батальон под командованием подполковника Ричарда Денисона (Richard L. Denison) был сформирован 19 апреля 1918 года. Его укомплектовали преимущественно студентами: рота «A» была укомплектована студентами университета Торонто, рота «B» — из университета Макгилл, а рота «C» — из университета Лаваль.
К октябрю батальон уже мог проходить тактические учения. Следом был сформирован 2-й канадский танковый батальон и начал формироваться в Монреале 3-й, но тут война закончилась. Канадские танкисты так и не успели принять участие в боях, и хотя премьер-министр Канады Роберт Борден (Robert Laird Borden) хотел послать их воевать в Россию, англичане придержали его пыл. После войны Канадский танковый корпус был расформирован.
Британский «Уиппет» на выставке в Торонто. Канада хотела закупить такие танки для подавления забастовок
Примечания[ | ]
- ↑ 12 Броневой автомобиль // Военная энциклопедия : / под ред. В. Ф. Новицкого … . — СПб. ; : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
- Китайские БКМ (недоступная ссылка)
- Колёсные бронированные машины — современные тенденции
- См. также БРДМ-3
- Otokar Cobra https://www.youtube.com/watch?v=KQko-aM1Xc4&feature=related otokar cobra in georgian army (Turkish)
- ↑ 12Гоголев Л. Д. Бронемашины: Очерки об истории развития и боевом применении. — М.: ДОСААФ, 1986. — 143 с., ил. — 100 000 экз.
- Великая Отечественная война1941-1945: энциклопедия.-/Гл. ред. М. М. Козлов. Редколлегия: Ю. Я. Барабаш, П. А. Жилин (зам. гл. ред.), В. И. Канатов (отв. секретарь) и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.-832 с. с илл., 35 л. илл.
- Шугуров Л. М., Ширшов В. П. Автомобили Страны Советов. — М.: ДОСААФ, 1983. — 128 с. — 150 000 экз.
- https://army.lv/ru/ba-3/1505/500 БА-3 — бронеавтомобиль
- Как устроен новейший военный Камаз // «Эксперт», 21 января 2014 г.
- Минобороны РФ получило для войсковой эксплуатации 30 бронемашин «Тайфун» // ТАСС, 24 декабря 2014 г.
- Спецназовцы Южного военного округа получили очередную партию «Тайфунов» // Министерство обороны Российской Федерации, 2 апреля 2015 г.
- RussoAuto. Бронеавтомобиль Тигр — история, характеристики, фото и видео (англ.). russoauto.ru. Дата обращения 15 ноября 2020.
- Минобороны в 2020 году начнет закупать бронеавтомобили нового поколения (неопр.) . www.forbes.ru. Дата обращения 15 февраля 2020.
- Поставки новых бронеавтомобилей во Внутренние войска начнутся в 2014 году (неопр.) . ТАСС. Дата обращения 17 февраля 2020.
- Высокозащищенный автомобиль Урал-4320ВВ — фотодетализация (неопр.) . Военно-патриотический сайт «Отвага». Дата обращения 15 февраля 2016.
- 4. КОЛЁСНЫЕ БРОНЕТРАНСПОРТЕРЫ (БТР) И СПЕЦИАЛЬНЫЕ МАШИНЫ НА ИХ БАЗЕ (неопр.) . militaryparitet.com. Дата обращения 11 августа 2020.
- The Military Balance 2020. — P. 212.
В Викисловаре есть статья «бронеавтомобиль » |
В Викисловаре есть статья «броневик » |
* * *
Информация о фактах успешного применения броневиков на фронте как русскими, так и немцами, а также сведения о появлении аналогичных машин у союзников по Антанте побудили военное ведомство России поставить вопрос о развертывании заводского производства этих боевых машин. 17 августа 1914 года военный министр генерал-адъютант Сухомлинов вызвал к себе лейб-гвардии Егерского полка полковника Добржанского и предложил ему сформировать бронированную пулеметную автомобильную батарею. Спустя два дня последовал соответствующий приказ военного министра.
Из имевшихся в наличии автомашин для бронирования выбрали легковые шасси Русско-Балтийского вагонного завода типа С24/40 с двигателем мощностью 40 лошадиных сил. Проект бронировки был разработан инженер-механиком Грауэном. Работами по бронировке занималась бронепрокатная мастерская № 2 Ижорского завода Морского ведомства.
Вооружение бронемашин состояло из трех пулеметов максим, расположенных треугольником, и в бою всегда были два пулемета. Разработанные полковником ГАУ Соколовым станки и скользящие на роликах щиты позволяли броневику иметь обстрел на 360 градусов. При этом один пулемет устанавливался в лобовом листе корпуса, второй – в кормовом, третий же был «кочующим» с левого на правый борт машины и наоборот.
Броневики защищались хромоникелевой броней особой закалки, приклепанной к шасси и стальному каркасу. Толщина передней и задней стенок бронекорпуса составляла 5 миллиметров, бортов – 3,5 миллиметра и крыши – 3 миллиметра. В поперечном сечении корпус броневика представлял собой шестиугольник с несколько расширенной верхней частью. Наклонное расположение бортов позволило уменьшить толщину брони без ущерба для пулестойкости при стрельбе с расстояния 400 шагов. Экипаж состоял из офицера, шофера и трех пулеметчиков. Боекомплект – девять тысяч патронов в ящиках с лентами. Боевая масса броневика – 2960 килограммов (185 пудов).
Уже в процессе постройки этих машин стало ясно, что они будут малопригодны для действий против неприятеля, скрытого в окопах, против укрыто поставленного пулемета или бронированных автомобилей противника. Поэтому в конце октября 1914 года изготовили пушечный броневик на шасси 4-тонного автомобиля . Машина имела полностью бронированную кабину и открытый сверху кузов, в нем за коробчатым щитом большого размера была установлена 47-мм морская пушка Гочкиса. Там же находился пулемет, который мог переставляться с борта на борт. Еще один пулемет для стрельбы вперед находился в кабине. Кроме того, две 37-мм автоматические пушки Максима-Норденфельда установили на трехтонные грузовики «Бенц» и «Олдайс», не забронированные из-за недостатка времени.
Необходимо отметить, что в оснащении роты участвовали и частные лица. Так, например, инженер Н. И. Метальников подарил роте прожектор со всем оборудованием, установленный на автомобиле.
Российские броневики оказались лучше американского подарка
Сообщение о подписании Россией и Узбекистаном контракта на поставку крупной партии бронеавтомобилей «Тайфун» К-53949 производства «Ремдизель» появилось в октябре 2020 года. При этом на вооружении МО Узбекистана уже стоят американские MRAP (Mine Resistant Ambush Protected – устойчивые к минам и защищенные от засад машины).
Бронеавтомобиль «Тайфун» К-53949 в Узбекистане
«Узбекистан-24»
Российские СМИ сообщают, что речь идет о поставке бронеавтомобилей в страну из России, а телеканал «Узбекистан-24» рассказал, что собирать технику будут на местном заводе.
Корреспондент Mil.Press Военное в конце октября 2020 года связался с пресс-службой министерства обороны республики, и его соединили с подполковником службы БТВТ (бронетанковое вооружение и военная техника), который подтвердил, что автомобили закупили. Также он подтвердил использование военными специалистами страны американских MRAP.
Речь идет о 309 единицах техники, которую США поставили в Узбекистан в 2020 году по программе EDA (Excess Defense Articles – «Излишки военного имущества»). В рамках этой программы министерство обороны США и Береговая охрана передают иностранным партнерам военное оборудование, которое считается «ненужным». Для принимающей стороны такая техника идет по сниженным ценам либо бесплатно. Узбекистан оплатил только доставку бронеавтомобилей из Америки.
Согласно публичному отчету Агентства по сотрудничеству в области безопасности и обороны (Defense Security Cooperation Agency), Ташкент принял бронеавтомобили четырех производителей: Oshkosh, Navistar International, Spartan Motors и BAE Systems.
Легкая тактическая машина JLTV производства Oshkosh
noindex—>oshkoshdefense.com
Всего в 2020 году в Узбекистан поставили 159 M-ATV производства Oshkosh, 50 MAXXPRO PLUS разработки Navistar International, 50 COUGAR разного исполнения от Spartan Motors и 50 RG33L, которые делает BAE Systems.
Военный специалист сказал, что американская техника тоже качественная и ее продолжат использовать, просто российская оказалась лучше по ключевым для пользователя показателям. Такое разнообразие военной техники на вооружении Минобороны Узбекистана отмечают и американцы. Глава Центрального командования ВС США генерал Джозеф Вотел в феврале 2020 года в докладе комитету Сената по вооруженным силам рассказал о диверсификации техники Узбекистана и о российском вооружении.
Через семь месяцев после доклада генерала ВС США Узбекистан принял на вооружение бронеавтомобили «Тайфун».
Автомобиль «Тайфун» К-53949 разработки АО «Ремдизель»
Mil.Press Военное, Андрей Сергеев
Оригинальные «Тайфуны» производит завод техники специального назначения «Ремдизель», расположенный в Набережных Челнах.
Валерий Бутымов
Есть, чем дополнить? Свяжитесь с редакцией Mil.Press:
+7(812)309-8-505, доб. 102
;
В трясине затяжных боёв
Ни одна из стран — участниц Первой мировой, включая Российскую империю, не готовилась к длительному военному противостоянию. Командующие собирались разгромить противника в серии краткосрочных операций общей длительностью всего в несколько месяцев. Вместо этого они увязли в многолетней позиционной трясине, которая стремительно поглощала боеприпасы, технику и людей.Столетию начала Первой мировой войны посвящена Третья кампания на Глобальной карте Ресурсы, накопленные враждующими империями для новой войны, растаяли буквально на глазах. Уже в августе 1914 года главнокомандующий армией Российской империи великий князь Николай Николаевич (младший) отдал приказ о том, что авиацию разрешается использовать только «при действительной необходимости». Самолётов осталось катастрофически мало — и это в самом начале войны!
Оказалось, что ни один теоретик ни в одной стране и близко не рассчитал, какое количество мин, патронов и снарядов потребуется всего для нескольких часов боя. А между тем в 1916 году десять пулемётов «Виккерс» всего за один бой выпустили порядка миллиона патронов. Артиллерийские подготовки продолжительностью в несколько недель, а то и месяцев, «сжирали» десятки миллионов снарядов.
А ведь требовались ещё винтовки, пулемёты, пушки, самолёты, инженерные приспособления, одежда, обувь, питание — и ещё тысячи других вещей для фронта. Война, подобно раковой опухоли, проникла во все сферы экономики и пожирала её изнутри. Но вместе с кризисом, в который неумолимо сползала промышленность европейских стран, наблюдалось и другое явление. Технический прогресс, который и так сильно ускорился на рубеже XIX и XX веков, теперь, в военные годы, и вовсе будто сорвался с цепи.
Термин «бронеавтомобиль»[ | ]
В принципе, отличие бронеавтомобиля от колёсного бронетранспортёра состоит в предназначении машины. Броневой транспортёр предназначен для транспортировки (перевозки) стрелков (моторизованной пехоты) на поле боя или к месту боя, где возможен обстрел машины противником, тогда как бронеавтомобиль служит для обнаружения и поражения противника огнём из бортового вооружения. Существуют специализированные бронеавтомобили, не имеющие десантного отделения, не являющиеся бронетранспортёрами, и бронетранспортёры, не имеющие интегрального бортового вооружения, которые не могут называться бронеавтомобилями. Однако современные бронеавтомобили зачастую являются вариантами колёсных бронетранспортёров, и поэтому они не поддаются чёткой классификации.
В рамках механизации в СССР выпускался БТР-40 — похожий американский «разведывательный автомобиль» «M3 Scout car» поставлявшийся в СССР по программе ленд-лиза и являвшийся универсальной колёсной машиной без башни. Впоследствии дальнейшее развитие концепции двухосной полноприводной бронемашины привело к появлению специализированных плавающих «бронированных разведывательно-дозорных машин» БРДМ-1 и БРДМ-2, которые по компоновке схожи с советскими пулемётными бронеавтомобилями тридцатых годов. Также определённое сходство с бронеавтомобилями тридцатых годов имеют самоходные гаубицы на восьмиколёсной базе БТР-ов (2С23 «Нона-СВК»). Термин «бронеавтомобиль» (БА
) как составная часть названия в Союзе ССР в последний раз применялся по отношению к двухместному БА-64. По отношению к современной колёсной бронетехнике используются терминыБКМ , то есть «боевая колёсная машина» илиКББМ — «колёсная боевая бронированная машина».
Используются и другие наименования: так, в США многоцелевая бронемашина «Кадиллак Коммандо» называется машиной огневой поддержки пехоты (Infantry fighting vehicle) либо БТР, так как в машине есть десантное отделения на двух человек. «Фокс» британский лёгкий разведывательный бронеавтомобиль 1970-х годов, обозначается как «боевая (колёсная) разведывательная машина» (БРМ) (англ. Combat Vehicle Reconnaissance (Wheeled)) или CVR(W)
. (В вооружённых силах государств на территории бывшего СССР колёсные БРМ специальной разработки традиционно называют БРДМ). По отношению, например, к «эрзац-бронеавтомобилю» на базе армейского вездехода «хамви», используется выражение «up-armored HMMWV» то есть «дополнительно бронированный хамви». Бронированные вездеходы в Ираке используются и по политическим причинам — использование тяжёлой бронетехники является свидетельством эскалации военных действий, что вызывает спад энтузиазма по отношению к продолжению военных действий у американского налогоплательщика. Небронированные вездеходы «хамви» понесли значительные потери в Сомали в 1993 году, и с тех пор эти машины усиливаются бронёй, полубашнями и используются для поддержки пехоты. По отношению же к колёсным БТР-ам, используемым в качестве разведывательно-дозорных (по советской терминологии) машин (например, «АТФ Динго») используется выражение «Infantry Mobility vehicle» — то есть «мобильная машина пехоты». Такие машины часто имеют большой клиренс и клинообразное днище, что значительно улучшает защиту экипажа и десанта от последствий наезда на мину (одно из исключений — немецкий бронеавтомобиль ATF Dingo, где плоское днище защищено композитной бронёй).
- БРДМ-1 в музее. 2012
- БРДМ-2. 2010
- 2С23 «Нона-СВК». 2015
- Современный немецкий «АТФ Динго»
- Buffalo, перенёсший взрыв СВУ. Обитаемая часть неповреждена
Советские бронеавтомобили[ | ]
В Вооружённых силах Союза ССР имелись следующие БА:
- БА-И
- БА-3
- БА-6
- БА-10
- БА-20
- БА-27
- БА-64
- БРДМ-1
- БРДМ-2
Бронеавтомобили СССР 1927—1942 гг.
Модель | Год начала выпуска | Базовое шасси | Мощность двигателя, л. с. | Экипаж и десант, чел. | Колёсная формула | Снаряжённая масса, кг | Скорость, км/ч |
БА-27 | 1927 | АМО-Ф-15 | 35 | 4 | 4х2 | 4400 | 50 |
Д-8 | 1931 | «Форд-А» | 40 | 2 | 4х2 | 1600 | 85 |
БА-27М | 1937 | ГАЗ-ААА | ? | 3 | 6х4 | 4500 | 48 |
Д-13 | 1931 | «Форд-Тимкен» | 40 | 3 | 6х4 | 4140 | 55 |
Д-12 | 1932 | ГАЗ-А | 40 | 2 | 4х2 | 1650 | 85 |
ФАИ | 1932 | ГАЗ-А | 40 | 2 | 4×2 | 2000 | 80 |
БА-3 | 1934 | «Форд-Тимкен» | 40 | 4 | 6×4 | 5820 | 70 |
БА-6 | 1935 | ГАЗ-ААА | 40 | 4 | 6×4 | 5120 | 43 |
ПБ-4 | 1935 | ГАЗ-ААА | 40 | 4 | 6×4, плав. | 5280 | 50 |
БА-20 | 1936 | ГАЗ-М-1 | 50 | 2 | 4×2 | 2300 | 90 |
БА-9 | 1936 | ГАЗ-ААА | 50 | 4 | 6×4 | 4500 | 55 |
БА-30 | 1937 | ГАЗ-60 | 50 | 3 | Полугусеничн. | 4600 | 35 |
БА-22 | 1937 | ГАЗ-ААА | 50 | 2+10 | 6×4 | 5240 | 40 |
ПБ-7 | 1937 | ГАЗ-ААА | 50 | 3 | 6×4, плав. | 4500 | 50 |
ФАИ-М | 1938 | ГАЗ-М-1 | 50 | 2 | 4×2 | 2000 | 90 |
БА-10 | 1938 | ГАЗ-ААА | 50 | 4 | 6×4 | 5100 | 52 |
БА-11 | 1939 | ЗИС-6 | 90 | 4 | 6×4 | 8130 | 64 |
Б-3 | 1939 | ЗИС-22 | 73 | 12 | Полугусеничн. | 7100 | 30 |
БА-21 | 1939 | ГАЗ-21 | 50 | 3 | 6×4 | 3240 | 52 |
ЛБ-23 | 1939 | — | 72 | 3 | 6×4 | 3500 | 70 |
ЛБ-62 | 1940 | ГАЗ-62 ? | 85 | 3 | 4×4 | 5150 | 70 |
БА-64 | 1941 | ГАЗ-64 | 50 | 2 | 4×4 | 2400 | 80 |
БА-64Б | 1942 | ГАЗ-67 | 54 | 2 | 4×4 | 2425 | 80 |