Что такое геометрическая проходимость автомобиля

Измерение днища кузова

При проверке состояния днища кузова автомобиля могут использоваться методы контрольных замеров по диагонали или методы скручивания или смещения по отношению к центральной линии.

При использовании второго метода на днище автомобиля подвешиваются несколько линеечек. Они должны быть закреплены в контрольные отверстия, расположенные вдоль «силовых элементов». Далее мы проверяем, чтобы они были полностью параллельны. В том случае если этот принцип нарушен, мы можем смело говорить о наличии скручивания.

Далее следует проверить совпадение центрирующих линеечек по совпадению центров. При отрицательной оценке становится понятно, что у днища есть смещение по отношению к центральной плоскости.

Также отдельного внимания заслуживает проверка самих контрольных отверстий – они не должны быть деформированы.

5 важнейших факторов, влияющих на проходимость

В статье под названием «теория проходимости» были подробно рассмотрены различные параметры, напрямую связанные с проходимостью. Сейчас же выделим 5 факторов, влияющих на проходимость автомобиля в первую очередь.

Шины. Даже обычный переднеприводный автомобиль на подходящей для конкретных условий внедорожной резине может оказаться более проходимым по сравнению с полноценным внедорожником, но на обычных дорожных покрышках. Вообще что касается внедорожной резины, то тут много специфических моментов и тонкостей. Например, для неглубокой грязи лучше подойдут узкие шины с развитыми грунтозацепами, а для движения по слабонесущим грунтам предпочтительнее окажутся более широкие покрышки, рассчитанные на более низкое давление. Т.е. подходящая для конкретных условий внедорожная резина — это важнейший залог проходимости.

Привод. Сюда мы отнесем собственно тип привода (неполный, полный постоянный, жестко подключаемый и т.д.), а также наличие и тип блокировок (межосевые и межколесные, принудительный блокировки и самоблоки). При прочих равных условиях лучшей проходимостью будет обладать автомобиль с жестко подключаемым полным приводом или постоянным, но с заблокированным межосевым дифференциалом. А также с принудительными блокировками в мостах, или вообще с заваренными дифференциалами. Смысл в том, чтобы каждое колесо вращалось как бы синхронно с остальными и не пробуксовывало при недостаточном сцеплении с поверхностью

Как мы помним из школьного курса физики максимальная сила трения покоя больше силы трения скольжения, поэтому важно не допускать пробуксовку колес при движении в сложных условиях. И поэтому же жесткие блокировки всегда эффективнее всяких вискомуфт, самоблоков и имитаций блокировок

Но это уже отдельная тема для разговора.

Клиренс. И в целом геометрия подвески. Тут все несколько проще. Чем больше дорожный просвет, меньше передний и задний свесы, а также колесная база, тем в подавляющем большинстве случаев лучше. Хотя, например, при значительных боковых наклонах, больший клиренс, а точнее выше расположенный центр тяжести автомобиля повышает риск опрокидывания. Тут необходима золотая середина между приличным дорожным просветом и сравнительно невысоким центром тяжести.

Подвеска. А точнее ее тип (зависимая или независимая), ходы и жесткость. Далеко не всегда независимая подвеска будет лучше зависимой и наоборот. Каждый вид обладает своими плюсами и минусами. Например, зависимая подвеска проще и надежней с меньшим риском вывешивания колеса, зато независимая меньше склонна к кренам и обладает меньшей неподрессоренной массой. То же самое касается ходов и жесткости, где то лучше с небольшими ходами и высокой жесткостью, в других ситуациях наоборот. Обычно, чем сложнее бездорожье, тем большие хода подвески требуются, но опять же все зависит от конкретной ситуации.

Двигатель. На бездорожье важна не столько мощность, сколько крутящий момент. Именно поэтому на внедорожниках нередко используют дизельные двигатели, которые на низах гораздо более тяговитые, нежели бензиновые. К тому же они в большинстве случаев немного крепче и надежнее бензиновых, а также лучше переносят преодоление бродов и прочие водные процедуры.

Способы увеличения клиренса автомобиля

В идеале, дорожный просвет стоит учитывать в качестве важной характеристики до приобретения автомобиля, но увеличивать клиренс можно и позже. Есть несколько основных способов

  • Увеличить размер колеса. Теоретически, это может дать несколько сантиметров. Однако, на практике часто резина на автомобиле «с завода» уже максимально низкопрофильная, а диаметр колеса максимален.
  • Заменить амортизаторы (точнее, их пружины) на увеличенные или большей жесткости. При этом стоит помнить, что внесение изменений в конструкцию лишает права на гарантийное обслуживание авто. Кроме того, любые изменения влияют на ходовые качества машины, особенно на высокой скорости. На устойчивости это скажется отрицательно.
  • Установить пневматическую подвеску. Способ экзотичный, используется крайне редко. В первую очередь, в силу дороговизны.
  • Установить межвитковые проставки для увеличения клиренса.

Зачем проверять геометрию кузова автомобиля

Геометрическая диагностика является основной процедурой, которую рекомендуют проводить перед выбором автомобиля с вторичного рынка. Это позволяет узнать состояние машины — не попадала ли она в ДТП, как эксплуатировалась, как проверялась, проводился ли текущий ремонт.

Дополнительная причина — проверка уровня проведения рихтовки бампера, капота, крыши или другой части кузова. После столкновения автомобиль восстанавливается в сервисах

Однако мало кто из владельцев уделяет внимание качеству обслуживания, недостаткам. Со своей стороны, каждая третья СТО в Москве предлагает услугу проверки геометрии раз в 6 месяцев

Такие рекомендации являются вполне оправданными, учитывая состояние нынешних российских дорог.


Машина на стапеле для диагностики геометрии кузова

Геометрия кузова автомобиля — это система изначальной дислокации проверочных точек между собой. Её устанавливает производитель на стадии проектирования, выпуска транспортного средства. Таким образом, это точнейшая экспозиция панелей. Благодаря такой схеме гарантируется слаженная работа всех узлов, агрегатов автомобиля.

Тем самым, геометрия влияет на колёсную базу авто, размер колёс, а также другие характеристики, обеспечивающие безопасное и комфортное передвижение.

Как проверить геометрию кузова автомобиля

Проверка геометрии кузова возможна несколькими различными способами. Машина ставится обязательно ровно, воздух в колёсах — доводится до нормальных пределов (стандартные заводские значения). Замеры проводятся на основании неизменных точек остова (предпочтительно самых удалённых), с использованием не менее двух вспомогательных контрольных отверстий. Это даёт возможность получить наиболее достоверную картину смещения.


Проверка контрольных точек на кузове

Визуально

Подобным методом сначала проверяют стёкла. Если на них имеются горизонтальные трещины, это один из явных признаков нарушения. После этого специалист приседает на корточки, осматривая борта — продольную часть машины. Таким способом лучше выявляются все зазоры и неровности, образовавшиеся между панелями. Очевидно, что визуально оценить корпус способен только мастер. Неопытный человек, даже при большом желании ничего обнаружить не сумеет.

Рулеткой

Как проверить кузов рулеткой — сначала находят заводские данные по удалённым контрольным точкам. При выполнении расчётов обязательно учитывают их диаметр, чтобы правильно провести измерение — беря за основу середину или крайние части отверстий. Если штатные величины геометрии отсутствуют, в качестве эталона используют параметры такого же автомобиля, только неповреждённого.

Популярные марки:

Volkswagen Polo

Инструментами

Безусловно, одним из эффективных инструментов для замера проверочных точек помимо линейки является уровень. Им оснащаются также некоторые измерительные рулетки, позволяющие одновременно диагностировать состояние плоскостей автомобиля. Также замеры осуществляются штангенциркулем и масштабной телескопической рейкой. Первый инструмент вычисляет правильность расположения колёс относительно друг друга, а второй — проверяет наличие деформации кузова.

В автосервисе

Однако какими идеальными не были инструменты, до качества стационарного оборудования им далеко.

Показания передаются на большой экран, где создаётся трёхмерная модель и данные сравниваются со штатными величинами. Таким способом удаётся выявить дефекты с 99-процентной точностью.

Как увеличить клиренс

При желании способность машины преодолевать препятствия можно улучшить и самостоятельно. Есть несколько способов, различающихся корректностью получения требуемого результата.

Проставки

Это один из самых эффективных методов. Называют его обычно лифтом подвески. Применяются при этом специально изготовленные проставки, размещаемые между упругими и демпфирующими элементами подвесок (пружинами и амортизаторами) и точками их крепления на кузове. Вид проставок зависит от типа подвески.

В самом распространённом случае, когда подвеска выполнена по принципу МакФерсона, где пружины и амортизаторы объединены в стойки, проставки ставятся между верхними опорами и стаканами кузова. Высота проставок составляет обычно около 3 см, с возможными отклонениями.

При такой величине лифта характеристики автомобиля изменятся незначительно. С превышением могут возникнуть проблемы с управляемостью, регулировкой углов установки колёс и сокращением срока службы приводов.

Длинные или жесткие пружины

Применение упругих элементов с другими свойствами, например, пружин с увеличенной толщиной прутка или дополнительными витками, строго говоря, лифтом подвески не является.

Точки крепления амортизаторов не переносятся, изменяются ходы подвесок, а клиренс сильно зависит от нагрузки. Некорректность такого способа очевидна, но он всё равно используется, поскольку достаточно прост в применении.

Достаточно только купить и поставить пружины от другого автомобиля, модификации, или специально изготавливаемые тюнинговыми компаниями.

Обычно в спецификации комплекта указана величина лифта, но непонятно под какой нагрузкой, поскольку сочетание изменений длины и жёсткости требует проведения расчётов.

Пневмогидравлическая подвеска (пневмобаллоны)

Применение подушек со сжатым воздухом, в сочетании с гидравликой или без, возможно разными способами, как в качестве проставок, так и дополнительных упругих элементов.

Соответственно, всё сводится к одному из описанных выше случаев. Но есть два преимущества:

  • клиренс можно изменять оперативно с места водителя;
  • параллельно возникает возможность регулировки жёсткости подвески.

Часто способ сочетается с установкой регулируемых амортизаторов, что даёт управление динамической жёсткостью и превращает простую подвеску в адаптивную. Такие переделки обеспечивают максимальный эффект, но и обходятся рекордно дорого.

Шины с высоким профилем

Изменение геометрии шин весьма корректно увеличивает клиренс с охранением подобранных заводом свойств подвески, но возможно лишь в ограниченных пределах:

  • большие колёса начинают задевать за арки и детали шасси при езде по неровностям и в поворотах;
  • ухудшается динамика автомобиля, что требует переделок в трансмиссии;
  • большие углы увода понижают управляемость на асфальте.

Тем не менее, увеличенные шины почти всегда ставятся при тюнинге внедорожников, часто при этом подрезаются арки колёс, делается лифт подвесок и кузова, изменяются передаточные числа редукторов и раздаточных коробок.

Диски большего диаметра

Увеличение дисков применяется крайне редко для роста дорожного просвета. Чаще это требуется для улучшения внешнего вида или размещения более мощных тормозов.

Хотя вполне возможно в случаях, когда требуется увеличить радиус качения колеса, а профиль резины менять не хочется по причинам сохранения управляемости.

Использование межвитковых подушек (бафферов)

Способ настолько же простой, насколько и некорректный. Между витками пружин располагаются дополнительные упругие элементы из резины или полиуретана, которые меняют жёсткость подвески.

Клиренс действительно увеличивается, машина приобретает некоторую жёсткость в реакциях, которую принимают за спортивность.

Но при этом полностью разбалансируется подвеска, растёт риск поломки пружин из-за неравномерной нагрузки на витки, уменьшается ход амортизаторов на отбой.

Фактически это дешёвая разновидность использования более жёстких пружин, но с дополнительным снижением надёжности. Пригодно лишь для использования машины в качестве грузовика, особенно с прицепом. При условии постоянного контроля за состоянием подвески.

Повышение клиренса – затея небезопасная, поэтому проводить её должен квалифицированный специалист, а водитель предупреждается о последствиях. Правильным решением будет смена автомобиля на более подходящий, где просвет заложен в заводских условиях.

Восстановительные работы

Кузовные ремонтные процедуры выполняются с помощью стапельного оборудования. Процесс контролирует универсальное электронное диагональное измерительное системное решение, демонстрирующее высокую точность. Суть данного процесса заключается в том, чтобы каждая из контрольных точек совпадала с заводскими данными.

Стапель является незаменимым оборудованием для исправления кузовной геометрии. Данное оборудование может быть напольным, платформенным или же рамным. Наиболее продвинутыми и универсальными являются напольные варианты. Стапельное оборудование оказывает влияние на деформированный кузов по трем направлениям. Потому результаты такого восстановления весьма точны. Стапели сейчас получили широкое распространение. Если когда то эту работы выполняли жестянщики с молотками на протяжении нескольких дней, то с помощью стапельного оборудования можно уложиться в один день. С его помощью можно вытянуть даже самые сложные деформации. Выравниваются также и серьезные изломы кузова, а также есть возможность убрать помятость капота и других частей транспортного средства.

Правила измерения геометрии кузова автомобиля

  • Перед про­вер­кой гео­мет­рии авто­мо­биль дол­жен сто­ять ров­но. Колё­са долж­ны быть нака­че­ны с оди­на­ко­вым дав­ле­ни­ем. В кон­струк­ции неко­то­рых лине­ек при­сут­ству­ет уро­вень, для удоб­ства рас­по­ло­же­ния линей­ки парал­лель­но плос­ко­сти маши­ны. Это быва­ет необ­хо­ди­мым, когда есть кон­крет­ные дан­ные рас­сто­я­ний меж­ду кон­троль­ны­ми точ­ка­ми для изме­ри­тель­ной линей­ки. Нуж­но учи­ты­вать, что в неко­то­рых руко­вод­ствах по ремон­ту пока­за­ны рас­сто­я­ния для изме­ри­тель­ной линей­ки (зна­че­ни­я­ми на шка­ле линей­ки), а в дру­гих рас­сто­я­ния от точ­ки к точ­ке (фак­ти­че­ское рас­сто­я­ние). Это могут быть раз­ные зна­че­ния.
  • Таким обра­зом, для пра­виль­но­го изме­ре­ния, линей­ка долж­на рас­по­ла­гать­ся парал­лель­но кузо­ву, ина­че пока­за­ния будут некор­рект­ны­ми (опять же, если осу­ществ­ля­ет­ся срав­не­ние с дан­ны­ми рас­сто­я­ний для её шка­лы). Для это­го ино­гда ука­за­те­ли линей­ки долж­ны быть выдви­ну­ты на раз­ную дли­ну. В этом слу­чае пока­за­ния на шка­ле линей­ки могут не сов­па­дать с реаль­ным рас­сто­я­ни­ем и тре­бу­ют допол­ни­тель­но­го заме­ра рулет­кой меж­ду ука­за­те­ля­ми. Когда ука­за­те­ли выдви­ну­ты на оди­на­ко­вую дли­ну, то зна­че­ние на шка­ле сов­па­да­ет с фак­ти­че­ским.
  • Изме­ре­ния дела­ют­ся по фик­си­ро­ван­ным точ­кам кузо­ва, таким как бол­ты, разъ­ёмы или отвер­стия и пр.
  • Каж­дое изме­ре­ние долж­но про­ве­рять­ся с помо­щью двух допол­ни­тель­ных кон­троль­ных точек.
  • Луч­ше изме­рять более длин­ные рас­сто­я­ния. Так мож­но полу­чить наи­бо­лее досто­вер­ную кар­ти­ну сме­ще­ния струк­тур­ных эле­мен­тов.
  • В неко­то­рых слу­ча­ях изме­ре­ние и срав­не­ние дли­ны двух про­ти­во­по­лож­ных сто­рон дают луч­шее пред­став­ле­ние о дефор­ма­ции, чем диа­го­наль­ные изме­ре­ния. Нуж­но исполь­зо­вать диа­го­наль­ные заме­ры в сово­куп­но­сти с заме­ра­ми дли­ны.
  • При изме­ре­нии и ремон­те раз­ре­ша­ет­ся опре­де­лён­ный допуск (сум­мар­ный допуск не более 3 мм). Допуск в 3 мм был дол­гие годы раз­ре­шён при про­из­вод­стве авто­мо­би­лей. В сего­дняш­ние дни мно­гие про­из­во­ди­те­ли изго­тав­ли­ва­ют кузо­ва с нуле­вым допус­ком.
  • Изме­ре­ние рас­сто­я­ния меж­ду отвер­сти­я­ми оди­на­ко­во­го диа­мет­ра дела­ют­ся от цен­тра к цен­тру, либо от края к краю. Рас­сто­я­ние меж­ду креп­ле­ни­я­ми дела­ет­ся от цен­тра к цен­тру (к при­ме­ру, меж­ду цен­тра­ми голо­вок бол­тов).
  • Рас­сто­я­ние меж­ду отвер­сти­я­ми раз­но­го раз­ме­ра про­из­во­дит­ся дву­мя изме­ре­ни­я­ми. Пер­вый замер дела­ет­ся меж­ду внут­рен­ни­ми кра­я­ми отвер­стий, вто­рой дела­ет­ся меж­ду наруж­ны­ми кра­я­ми отвер­стий. Далее два полу­чив­ши­е­ся зна­че­ния сум­ми­ру­ют­ся и сум­ма делит­ся на 2. Резуль­та­том будет рас­сто­я­ние меж­ду цен­тра­ми отвер­стий раз­но­го раз­ме­ра.

Примеры[ | ]

Основные параметры, связанные с проходимостью, некоторых легковых автомобилей:

АвтомобильКузовКлиренсШиныПередний свес (Угол_ПС)Угол_рампыЗадний свес (Угол_ЗС)РазмерыКолёсная базаКомпоновка
Hummer/HMMWV5 двер.410мм95,2см 325/80R17(39град.)23град.(37град.)4600x2100x18413300мм4×4
ГАЗ-2330 «Тигр»5 двер.400мм104,4см 335/80R20(52град.)(52град.)5700x2300x23003300мм4×4
УАЗ-4695 двер.300мм76,8см 215/90R15(52град.) 581мм(42град.) 595мм4025x1785x20452380мм4×4
Mercedes-Benz G 2805 двер.245мм67,6см 225/60R164714x1811x19792400/28504×4
Toyota Land Cruiser 2005 двер.225мм74,8см 285/60R17(26град.)(26град.)4950x1970x19502850мм4×4
Lada 4×4 ВАЗ-2121 «Нива»3 двер.220мм65,5см 195/70R15(44град.)(38град.)3740x1680x14402200мм4×4
УАЗ Патриот5 двер.210мм74,4см 225/75R16(35град.) 793ммR2328(35град.)4647x2080x19102760мм4×4
Renault Duster*5 двер.210мм68,6см 215/65R16(30град.)23град.(36град.)4315x1822x16252673мм4WD
Volkswagen Touareg5 двер.201мм73,8см 235/65R17(24,2град.)16,6град.(19,9град.)4801x1940x17092893мм4×4
Chevrolet Niva5 двер.200мм66,9см 205/70R15(37град.)30град.(35град.)4056x1800x16902450мм4×4
SsangYong Kyron5 двер.195мм66,9см 205/70R15(37град.)(35град.)4660x1880x17552740мм4WD
Land Rover Defender 903 двер.191мм80,4см 265/75R16(48град.)(51,5град.)(49град.)3790x1790x19652360мм4×4
Lada Kalina Universal5 двер.183мм59,5см 195/55R15(24град.) 774мм20град.(28град.) 834мм4084x1700x15042476мм4×2.1
Porsche 959 RallyКупе124/150/175 Регулируемый64,4см 235/45R17 63,6см 255/40R174260×184012802300мм4×4
Волга ГАЗ-24-95Седан174мм76,5см 8,2-15″(57град.)(31град.)4735x1800x16004×4
ВАЗ-1111 «Ока»3 двер.150мм57,6см 175/70R13(35град.)(44град.)3200x1565x14002180мм4×2.1

(*) В незагруженном состоянии.

Угол опрокидывания

Это максимальный угол наклона автомобиля вокруг продольной оси, при котором он не завалится набок. В реальной жизни этот параметр зависит от сочетания ширины и высоты автомобиля, ширины его колеи, а также центра тяжести.

Чем шире у автомобиля колея, меньше высота и ниже центр тяжести (параметры не тождественны, но взаимовлияющие), тем выше угол опрокидывания. То есть тем сложнее положить машину набок при движении по продольно наклоненной поверхности.

В реальности понимание угла опрокидывания автомобиля (разумеется, приблизительного) может помочь на внедорожье, в местах с большими уклонами. Благо таких уклонов нет даже на заброшенных грунтовках. Только где-нибудь в лесу.

Увеличение геометрической проходимости

Увеличение геометрической проходимости автомобиля может производиться в несколько этапов, и владелец автомобиля обычно ограничивается необходимым минимумом переделок, который позволяет обеспечить уверенную поездку по тем дорогам, по которым он обычно ездит.

Владельцы первых автомобилей «Жигули» самостоятельно обрезали заднюю юбку, которая сильно уменьшала угол съезда автомобиля, особенно груженого. Впоследствии на заводе в конструкцию задней юбки внесли необходимые изменения.

В некоторых случаях достаточно ограничиться установкой более жёстких передних стоек и усиленных задних пружин или рессор. Например, на «Жигули» с кузовом седан устанавливались более жесткие пружины от автомобиля «Жигули» с кузовом универсал.

Такой переделке или «лифтингу» часто подвергаются джипы и пикапы. Эти автомобили конструктивно лучше других приспособлены для движения по плохим дорогам, поэтому именно такие автомобили чаще всего подвергаются переделке с целью повышения проходимости см.Рис.1.

Рис.1. «Лифтингу» часто подвергаются джипы и пикапы

В общем, повышение геометрической проходимости производится несколькими основными способами и их комбинациями:

  • Установка колёс повышенного диаметра (повышает клиренс или увеличивает дорожный просвет, увеличивает угол въезда и угол съезда, улучшается продольная и поперечная проходимость);

  • Установка более жёстких передних стоек и усиленных задних пружин или рессор (не влияет на клиренс в случае неразрезных мостов, увеличивает угол въезда и угол съезда, улучшается продольная и поперечная проходимость, уменьшает раскачку кузова при прохождении неровностей);

  • Установка специального переднего бампера без нижней юбки. Нередко такой бампер выполняется из металла, а не из пластика. Такой бампер позволяет установить лебёдку, защиту радиатора и фар, а также усы для сматывания троса (существенно повышает угол въезда, облегчая преодоление препятствий);

  • Установка расширителей арок позволяет существенно увеличить ходы подвески и установить колёса большого диаметра. Вместе с тем расширители арок достаточно эффективно защищают от грязи (увеличивают ходы подвески, позволяя колёсам не отрываться от земли при проезде даже крупных неровностей);

  • Увеличение угла съезда путём перемещения топливного бака из под днища багажника в багажник;

  • Уменьшение заднего свеса путём обрезки задней части кузова (существенно повышает угол съезда, облегчая преодоление препятствий);

  • Комбинация перечисленных выше способов позволяет модифицировать серийный автомобиль так, что он становится пригодным для преодоления весьма серьёзного бездорожья.

Плюсы и достоинства повышения геометрической проходимости:

  • Повышение геометрической проходимости автомобиля позволяет ему проезжать через препятствия,  не задевая за них деталями шасси или кузова;

  • Установка усиленного бампера позволяет дооснастить автомобиль лебёдкой и защитить радиатор и фары;

  • Установка более жёстких передних стоек и усиленных задних пружин или рессор позволяет приподнять кузов, увеличивая углы въезда и съезда. Кроме того, более жёсткие стойки, пружины или амортизаторы уменьшают раскачку кузова и предотвращают тем самым задевание кузова за неровности дороги;

  • Практически все необходимое для повышения геометрической проходимости выпускается как самими производителями автомобилей, так и независимыми фирмами. Установка дополнительного оборудования может быть произведена самостоятельно или же в условиях мастерской или в автосервисе. Чаще всего используются штатные места крепления, реже требуется подгонка.

Минусы и недостатки повышения геометрической проходимости:

  • При установке более жёстких передних стоек и усиленных задних пружин или рессор снижается комфорт для водителя и пассажиров модернизированного автомобиля. Снижение комфорта становится особенно заметно на дорогах с усовершенствованным покрытием;

  • При увеличении геометрической проходимости увеличивается расположение центра тяжести автомобиля, что негативно сказывается на его устойчивости при движении на высоких скоростях;

  • При установке на автомобиль больших колёс со «злым протектором» существенно снижается акустический комфорт. Снижение акустического комфорта становится особенно заметно при движении по дорогам с усовершенствованным покрытием.

При движении по слабонесущим и пластичным грунтам, а также по снегу определённую роль играет вес самого автомобиля.

Эксплуатация автомобиля с нарушенной геометрией: возможные последствия

Эксплуатировать машину со смещённым корпусом опасно! Касается это повреждения лонжеронов, балки, рам, подрамников. Кроме того, что это повышает ежедневный расход владения машиной, приводя к увеличению потребления горючего, ещё существенно влияет на безопасность.

Если по кузову есть недочеты, это приводит к неравномерному износу шин. Объясняется такая ситуация тем, что шасси крепится к интегрированному силовому каркасу. Корпус, таким образом, задаёт точность расположения узлов ходовой части машины. После серьёзной аварии точки отклоняются от стандарта, что не позволяет выставить правильные углы схода/развала.

Клиренс разных классов автомобилей

Если не брать в расчет грузовые грузовики и автобусы, то автомобили по характеристикам дорожного просвета делят на три группы. Легковые, кроссоверы, внедорожники.

К преимуществам низкого клиренса обычно относят большую, по сравнению с высокими авто, управляемость и маневренность. Они лучше держат дорогу, не теряют управление на крутых поворотах. Кроме того, низкая высота позволяет получить большую повышенную обтекаемость, которая снижает расход топлива и повышает динамические характеристики.

Базово клиренсы делятся на три типа:

  • Низкий, от 12 до 17 см. Это стандартный дорожный просвет для легковых автомобилей, которые эксплуатируются в городских условиях.
  • Средний, от 17 до 21 см клиренсом имеют большинство часть кроссоверов.
  • Высокий, от 20 до 35 см клиренс характерен для джипов.

Автомобили повышенной проходимости с высоким клиренсом

Автомобилями повышенной проходимости обычно называют кроссоверы. Они не предназначены для езды по лесам и болтам, как джипы, но клиренс у автомобиля в 20 см (усредненный показатель), позволяет комфортно чувствовать себя в городе. Даже несмотря на традиционные ямы и выбоины на дорогах, большое количество бордюров и т.д. При этом они достаточно низкие, чтобы выглядеть «по-городскому» и хорошо управляться на дороге в любую погоду.

Примечания[ | ]

  1. 12345 Проходимость машин // Военная энциклопедия / Грачёв П. С.. — Москва: Военное издательство, 2003. — Т. 7. — С. 66. — ISBN 5-203-0187-X.
  2. Проходимость // Советская военная энциклопедия. — Москва: Военное издательство Минобороны СССР, 1978. — Т. 6. — С. 610.
  3. Вездеход // Военная энциклопедия / Грачёв П. С.. — Москва: Военное издательство, 1994. — Т. 2. — С. 30. — ISBN 5-203-00299-X.
  4. Автомобили семейства УАЗ-469. Руководство по эксплуатации. МО 1985 г.
  5. Руководство по эксплуатации автомобиля UAZ Patriot 2005 г.
  6. Renault Duster. Внедорожные характеристики.
  7. Архивная копия от 14 ноября 2013 на Wayback Machine Volkswagen Touareg. Ходовая часть и полный привод.
  8. Defender 90-11-130. Owner’s Handbook.
  9. ГАЗ-24-95 — эксклюзивная Волга 4х4

Увеличение проходимости легкового автомобиля и внедорожника

С утверждением, что машина — это не роскошь, а средство передвижения, согласится большая часть автовладельцев. Но их передвижение осуществляется не только по трассам отличного качества, но и по другим дорогам, менее пригодным для передвижения. Особенно острым данный вопрос оказывается осенью и зимой, когда большая часть дорог становится труднопроходимой. Факторы, оказывающие влияние на проходимость. Тип и сложность преград, которые способен преодолеть автомобиль, будет зависеть от следующих параметров:

  • Просвет дороги или клиренс, один из важнейших параметров, которые дают возможность машине проходить маршруты увеличенной сложности;
  • Угол въезда/съезда — обозначает уклон, на который машина может заехать или съехать с него, без задевания поверхности земли одной из частей кузова;
  • Такой параметр, как перекатный угол, вычисляется путем проведения касательной линии от передней и задней пары колес к самой низкой точке машины;
  • Угол продольной проходимости — это угол, который машина может преодолеть, при переходе с уклона на ровную поверхность;
  • Угол устойчивости в поперечной плоскости — на него машина может отклониться без опрокидывания.

Эти характеристики можно определенным образом изменить, чтобы улучшить параметры проходимости машины.

Дорожный просвет. Машинами с наиболее низкой посадкой являются спорткары. Настолько низкий клиренс им требуется для того, чтобы обеспечивать устойчивость машины на высокой скорости. Касательно же внедорожников, их главной задачей становится преодоление препятствий, а не достижение максимальной скорости, так что посадка у них на порядок выше.

Легковые машины по высоте своего дорожного просвета могут быть разделены на две подгруппы: с размером клиренса от 120 до 175 мм, и от 180 до 220 мм. К первой принадлежат легковые автомобили стандартной конструкции, а также паркетники, а ко второй — кроссоверы. Говоря о внедорожниках, они не подходят ни к одной из названных групп, так как имеют клиренс от 200 до 400 мм. Наибольший клиренс имеет внедорожник Hummer H1.

Наиболее легким способом увеличения становится применение шин с большим профилем. Следует сказать, что в этой ситуации безопасный уровень составляет 1-1.5 см. Легковую машину нельзя приподнять выше, чем на 5 см. Если выполнить это грамотно, то авто станет ехать лучше.

Касательно внедорожников, то вместо дисков стандартной конструкции на 17 дюймов, можно легко установить 20 или 21. Еще одним вариантом может стать установка распорок, продажа которых осуществляется в любом автомагазине. Но есть у этого момента и отрицательная сторона — ход станет значительно жестче и пострадает качество управляемости.

Увеличение сцепления с дорогой. Все имеющиеся для этого приспособления можно поделить на две разновидности: жесткие и мягкие. К первым относятся цепи, сетки и кольца из металла. К мягким — армированные цепи из резины и полиуретана.

Блокировка дифференциала. Для этой цели вводится в конструкцию специальный механизм, блокирующий межосевой дифференциал. Принцип его работы заключается в том, что он блокирует шестерни дифференциала, расположенного на заднем мосту. Имеется два ее вида: принудительная, при помощи нажатия кнопки, и автоматическая.

Итог. На самом деле, увеличение проходимости автомобилей достаточно простое. Это может относиться как к простым легковым автомобилям, так и к внедорожникам. Но слишком усердствовать не стоит, превращая обыкновенный седан в машину для участия в гонках, или вездеход для движения по бездорожью. Перед тем, чтобы сделать что-то с высотой автомобиля, следует хорошо подумать, стоит ли оно того.

Пара богемского хрусталя: специальный репортаж c презентации Skoda Karoq и Skoda Rapid

Смотреть все фото новости >>

Почему так важно знать это расстояние?

Что сказать — чем больше клиренс, тем увереннее вы себя чувствуете за рулем. Это может быть как заснеженный двор или подворотня, так и дорога в деревни к родственникам, которая трактор не видела еще со времен СССР. Так что если у вас небольшая высота до асфальта, то вы чисто городской наездник. Вот почему у нас в России, пользуются спросом паркетники с расстоянием в 180 — 190 мм. А если берете рядовую бюджетную иномарку, то считается хорошим тоном расстояние в 160 мм.

Мне кажется не нужно объяснить что чем больше клиренс, тем глубже колею вы «осилите», пройдете снежный занос, не чиркнете картером на «хорошем» асфальте и т.д. В общем это своего рода защита, от Российских реалий.

Пару слов о свесах

Следующим в нашей статье хочу рассказать про нижней свес бампера. Также необходимая характеристика, которую нужно знать.

А знать ее нужно вот зачем, бампера, как правило, часто страдает от бордюров, резких подъемов и снежной колеи. Если у вашего автомобиля, низкий передний свес, то вы его запросто можете расколоть о высокий бордюр, которых в любом городе предостаточно. Также, если перед вами резкий подъем, такие обычно бывают перед гаражами или мойками, то вы можете повредить часть бампера. Ну и конечно снежная колея на дороге, ее никто не о бывает ниже, чем клиренс автомобиля (дорожный просвет), такое встречается на тюнингованных автомобилях, или спортивных, так что нужно смотреть и передний свес.

Клиренс и тип подвески

Клиренсом или дорожным просветом называется расстояние между самой нижней точкой автомобиля и землей. Обычно, чем он больше, тем лучше. У внедорожников он редко бывает меньше 20 см, чего в большинстве случаев достаточно. Что касается подвески, то она может быть зависимой и независимой. Примером автомобиля с зависимой подвеской является УАЗ, проходимость которого можно назвать легендарной, да и некоторые зарубежные внедорожники. Минусом такой подвески является то, что картер моста является самой низкой частью машины, поэтому внедорожники с такой системой обладают меньшим клиренсом, по сравнению с автомобилями, оснащенными независимой подвеской. В то же время, зависимая конструкция прочнее, надежнее и способствует лучшему сцеплению колес неровной поверхностью (вероятность «вывешивания» колеса ниже, чем у независимой конструкции).

Клиренс УАЗа на «военных» мостах

Из достоинств независимой подвески можно выделить меньшую неподрессоренную массу, комфорт, высокий клиренс и более уверенное движение на больших скоростях. Недостатками являются сложность и меньшая надежность конструкции. Подвеска любого типа должна обладать значительной энергоемкостью и прочностью, т.к. испытывает серьезные нагрузки, особенно на пересеченной местности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий