Переживет ли БТР-82А американского «Страйкера»?

Легкая пушка

Это уже не первая попытка «продать» российской армии легкий танк, в том числе колесный. В конце 2000-х для нужд ВДВ была разработана авиадесантируемая самоходка 2С25 «Спрут-СД», представляющая собой 125-миллиметровую танковую пушку на шасси БМД-4. Основное назначение такой машины — истреблять танки и тяжелые средства огневой поддержки. Машина была выпущена в незначительном количестве и в войсках не прижилась.

Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский

«Бумеранг» на все руки

На базе новейшего колесного шасси создано целое семейство специализированных машин

Еще ранее, в начале 1970-х, в СССР разрабатывали на базе БТР-70 колесную противотанковую самоходку с 85-миллиметровой пушкой (2С14 «Жало-С») для применения в батальонном звене. Однако к моменту окончания испытаний (1980 год) калибр пушки уже признавался недостаточным для борьбы с основными боевыми танками противника и к тому же не позволял разработать для нее управляемые боеприпасы.

Собственно колесный легкий танк Россия попыталась заполучить на внешнем рынке. В декабре 2010 года было принято решение о проведении в России испытаний двух итальянских боевых машин — истребителей танков B1 Centauro и двух БТР VBM Freccia (на их базе). Испытания прошли в 2012 году на полигонной базе 38-го НИИ Минобороны, и это направление считалось конкурентным по отношению к теме «Бумеранг».

Подписались на 10 лет

Чему посвящена новая госпрограмма вооружений, утвержденная на 2018-2027 годы

Рассматривались танки в оснащении 105-миллиметровой и 120-миллиметровой пушками компании OTO Melara. БТР проверялись в вариантах с 25-миллиметровой и 30-миллиметровой автоматическими пушками. Если бы техника была одобрена военными, то планировалось организовать в России ее сборочное производство — по аналогии с бронеавтомобилями «Рысь» (итальянскими IVECO LMV), собираемыми до сих пор.

Однако военные забраковали «кентавров» и летом 2014 года объявили о том, что в аналогичном классе будут закупать российские образцы. Как сообщалось в частном порядке, машина, несмотря на отмеченные преимущества в части удобства применения, плавности хода и точности вооружения, отвратительно показала себя в эксплуатации в осенне-зимний период.

Плавающий БТР

Наличие в кормовой части машины двух симметрично расположенных водометов свидетельствует о способности машины преодолевать водные преграды

Это качество очень важно в условиях проведения местно-тактических операций, в ходе которых наведение переправ затруднено или может демаскировать направление главного удара, а захват мостов не всегда оправдан. «Судоходные» качества могут оказаться очень полезным при морском или речном десантировании, особенно если высаживающие средства не могут подойти вплотную к берегу

О том, какую скорость придают БТР «Бумеранг» водометы, достоверно неизвестно, представители КБ ограничиваются определением «неплохая».

Испытания

БТР «Страйкер», который подорвался на самодельном взрывном устройстве во время войны в Ираке. 2007
год. Весь экипаж и десант остался жив; машина нуждалась заводского ремонта

В сентябре 2 002 года на полигоне Форт Льюис (Такома, Вашингтон)
Опытно-испытательное командование армии США (англ. United States Army Test and
Evaluation Command) начало 16-дневные полевые испытания-соревнования между
подразделениями, оснащенными как старыми бронетранспортерами M113A3, так и
новейшими «Страйкер». 13 сентября два механизированных взводы американской
армии, оснащенных соответственно 4-ю бронемашинами каждый, начали тестирование
по марша на 50 миль. В течение этого периода бронетранспортеры подвергли многим
испытаниям, они прошли разнородные тесты и экзамены с целью сравнения
тактико-технических характеристик.

По результатам учений и первого опыта боевых испытаний «Страйкера» сразу же вспыхнул скандал, связанный с противостоянием между производителями оружия за право поставки своей продукции в сухопутных войск страны; в частности, между апологетами колесной и гусеничной военной техники. В августе 2003 в сенат США поступил разгромный рапорт о характеристиках новой бронемашины, который содержал много аналитического материала. «Страйкер» характеризовался как очень ненадежная, слишком дорога и
не перспективная боевая машина. Основной упор делался на провале усилий генерала Е.Шинсеки о принятии на вооружение американской армии суперэффективного БТР, который будет удовлетворять всем вызовам современных конфликтов.

Отчет критиковал высокую уязвимость «Страйкер» обычными РПГ, которыми насыщены современные боевики всего мира, чрезмерный размер, БТР сравнивался со школьным автобусом, в свою очередь, не давало возможности перевозить технику самолетами C-130 «Геркулес». Низкие технические возможности оказались при испытаниях скоростных характеристик, особенно на высокой скорости и на пересеченной местности; «Страйкеры» имели плохую устойчивость, БТР мог перекинуться на обычном шоссе. Сторонники военной техники на гусеничном ходу отстаивали взгляд, что «Страйкер» по многим параметрам уступают модернизированном БТР М113, а САУ М1128 (MGS) хуже по всем параметрам, чем проект перспективного M8 AGS. Более того, соотношение расходов на содержание «Страйкера» и М113 несравнимые: условно 1 миля оперативного применения «Страйкера» по предварительным расчетам стоит 10 $, а на самом деле – 52 $, в то время, как БТР M113A3 – 3 $.

По утверждениям военных экспертов «Страйкер» провалили 7 из 9 основных
экзаменов, по сравнению с M113A3, и в частности с его удлиненной версии MTVL.
Это огневая мощь, маневренность вне дорог и в условиях города, выживаемость,
надежность, способность перевозки воздухом и удобство для экипажа и десанта.

Выявленные недостатки конструкции и оснащения, которые пришлось исправлять при производстве, привели к удорожанию программы. В случае полного перевода промежуточных бригад и дивизий на машины «Страйкер» общая стоимость заказов превысила 15
миллиардов долларов, хотя изначально на оснащение шести бригад и устройства сопутствующей инфраструктуры планировалось потратить около 12 млрд. Стоит отметить, что сумма 15
млрд. долларов вписывалась в планы Пентагона и Конгресса с самого начала программы IAV Stryker предполагалось бронирования двух-трех миллиардов на случай непредвиденного увеличения расходов.

Весной 2003 прошли следующие испытания, на этот раз в составе бригадных боевых групп, оснащенных новейшей техникой. С 15 по 27 мая 2003 года учения «Arrowhead Lightning II» проходили на Объединенном тренировочного центре сухопутных войск в Луизиане и имели целью проверку боевых возможностей бригадной боевой группы «Страйкер» в условиях конфликта низкой и средней интенсивности с парамилитарные формирования противника.
В течение месяца бригадная группа перевезла воздухом, морем и по суше к форта
Полк более 1500 единиц техники, 293 из которых были «Страйкер». После завершения
испытаний на имя секретаря обороны поступил отчет по результатам учений, который
показывал видение экспертов, насколько новая боевая машина отвечала
концептуальных идеям оперативной эффективности и требованиям быстрого
развертывания в любом месте земного шара. Далее отчет поступил в Конгресс с
предложениями о сертификации нового бронетранспортера «Страйкер» и начало
закупки его в интересах армии.

Рожденные в конфликтах

Полноценный броневик MRAP впервые появился в Родезии в 1974 году (Hippo Mk1-R), а после того, как она превратилась в Зимбабве, в ЮАР на шасси грузовиков Samil начат выпуск MRAP Bulldog. Их отличительной особенностью являлась конструкция подвесок, элементы которой компоновались не слишком плотно, с расчётом рассеивания взрывной волны. Толчком к появлению подобного типа бронетехники у нашего основного геополитического соперника, Соединенных Штатов Америки, стали войны в Ираке и всё том же Афганистане, разразившиеся на рубеже XXI века. Кстати, по итогам этих конфликтов появились и другие противоминные подходы, отличные от V-образной конструкции днища. К примеру, энергопоглощающие модули на базе композитов позволили существенно понизить силуэт бронеавтомобилей класса MRAP (высота – один из основных их недостатков).

Оценки машины[ | ]

По результатам использования в Ираке, от военнослужащих США машины «Страйкер» получили в основном положительные отзывы. В частности, отмечалось хорошее обеспечение выживаемости экипажа и десанта при поражении машины[неавторитетный источник?

]. Некоммерческая организация «Project On Government Oversight», специализирующаяся на исследовании эффективности государственных проектов, также дала положительную оценку «Страйкеру». Опросив множество военнослужащих, имевших боевой опыт работы с данной машиной, и проведя собственное исследование, организация дала высокую оценку проекту.

Согласно порталу «Defense Industry Daily», российский военный аналитик Василий Фофанов, редко дающий высокие оценки американской технике в Ираке, также высоко оценил боевые качества «Страйкера».[неавторитетный источник?

] В той же статье на «Defense Industry Daily», полковник Роберт Браун (Robert Brown ), командир 1-й бригадыStryker Brigade Combat Team (25-й пехотной дивизии США), заявил:

[неавторитетный источник?

Однако имелись и претензии к относительно недостаточной защите от противотанкового и стрелкового оружия и неудобной конструкции машины.. Анализ, проведённый управлением DOT&E (англ.) в 2007 году заключил, что «Страйкер» MGS (вариант машины со 105-мм пушкой) не обладает оперативной эффективностью ввиду уязвимости небронированной орудийной платформы. В феврале 2008 года сообщалось о намерении командования армии США отказаться от закупки БМТВ M1128 из-за недостаточной надёжности, проявленной в ходе испытаний, однако впоследствии контракт был заключён.

Предназначение и основные характеристики

БТР был создан на основе бронемашины LAV III (Канада) на рубеже веков и поступил в бригады быстрого реагирования ВС США в первой половине 2002 года. Предназначен он для перевозки мотопехотного отделения, ведения им боя при нахождении в десантном отсеке, поддержки огнём и обеспечения наступательных и оборонительных действий войсковых подразделений. В настоящее время существует не менее десяти модификаций «Страйкер», которыми вооружены бригады, получившие такое же название, как и БТР.

В перечне разновидностей бронемашины находятся: пехотный БТР, самоходный миномёт, боевая разведывательная машина, истребитель танков, командно-штабная и инженерная машины, противотанковый комплекс, машина эвакуации раненных, машина для проведения радиационной, химической и биологической разведки, а также машина управления артиллерийским огнём.

Основной БТР – пехотный, способный разгоняться до 100 км/ч и на одной заправке проехать более 500 км. Другие модификации, имеющие бОльшую массу, такие показатели не выдают. Давление в колёсах регулируется водителем и меняется в зависимости от вида местности, по которой бронетранспортёр движется, что повышает его проходимость. Даже спущенные полностью колёса не мешают движению. БТР может сам себя вытаскивать при застревании в грязи или снеге.

Броневая защита «Страйкера» круговая. Она состоит из стального корпуса и навесной керамической брони. При этом лобовая броня защищает от 30-мм снарядов на расстоянии, превышающем 500 м, а бортовая и кормовая – от 14,5-мм пуль. Усиленное днище способно выдержать подрыв на мине. При подготовке к боевым действиям навешивается и защита от огня из ручных гранатомётов.

Вооружение БТР зависит от его модификации. В него может входить 12,7-мм пулемёт, боекомплект которого составляет 2000 патронов, или пулемёт калибра 7,62 мм с боезапасом в 4500 патронов, или гранатомёт калибра 40 мм с 448 гранатами, или 105-мм пушка с боекомплектом на 32 выстрела. Для создания дымовой завесы имеются специальные гранатомёты с 32 гранатами.

В состав бортового оборудования бронемашины входит GPS-навигатор, система опознавания «свой-чужой» и современные приборы наблюдения.

В качестве силовой установки члужит дизельный агрегат, способный выдать 350 лошадиных сил мощности. Колёс восемь. Все приводные. Привод двух мостов может отключаться.

Тактико-технические данные:

  • -боевая масса – 17,2 т;
  • – габариты – 6950 х 2720 х 2170 мм (длина х ширина х высота);
  • -клиренс (дорожный просвет) – 500 мм;
  • -экипаж – 2 (3) человека;
  • -скорость движения – до 97 км/ч;
  • -десант – 9 человек;

Создание

12 октября 1999 года начальник штаба Армии США (англ. Chief of Staff of the United States Army, CSA) генерал Е.Шинсеки официально объявил перспективный план трансформации сухопутных войск страны на будущее с учетом имеющихся и перспективных вызовов и угроз современности в контексте завершения холодной войны. Программа, которая получила название «Цель будущего армии» (англ. The Objective Force), сформулировала попытки американских военных создать силы, которые будут способны быстро реагировать на кризисные ситуации в любом регионе мира, способны своевременно разворачиваться в районах оперативного назначения и доминировать в любом конфликте. Программа определяла адаптацию армии доктрине гибкого и релевантного реагирования на ситуации, и требовала наличия на вооружении соответствующего новейшего вооружения и военной техники. Первой фазой разработки этой техники была разработка промежуточного варианта линейки боевых машин, получивший название «IAV» (англ. Interim Armored Vehicle – «Промежуточная бронированная машина”), которая будет заполнять разрыв в возможностях сухопутных войск к ведению, так называемого «классического» типа войн, применяя тяжелую и мощную боевую технику пехоты типа БМП M2 «Брэдли», или легкую и мобильную, и одновременно слабо вооруженную и защищенную технику, типа M998 «Хаммер», для участия в военных конфликтах низкой интенсивности.

Прототип будущего «Страйкера» – швейцарский бронетранспортер Piranha III 8×8. 27.10.2006 “Steel Parade” of the 2006 Army Days, Thun«Промежуточная бронированная машина» Stryker выгружается из транспортного самолета C-130 «Геркулес» во время испытаний в форте Ирвин (Калифорния).
24.03.2003
Конкурент САУ М1128 (MGS) на базе Stryker – перспективный M8 AGS «Риджуэй»

После отбора нескольких вариантов бронетранспортеров, которые рассматривались в качестве базы для последующего создания семейства боевых бронированных машин, за основу был взят канадский бронетранспортер LAV III, который предложила филиал компании General Dynamics –
General Motors
Defence Canada. Уже через несколько месяцев после начала
испытаний, в ноябре 2000 руководство канадской фирмы заключило контракт на серийное производство 2131 машин «Страйкер» различных модификаций и оснащения ими шести бригадных боевых групп быстрого реагирования. Каждая бригадная боевая группа получала более 300 единиц новой техники. Первые образцы поступали, были только 2-х типов: пехотный бронетранспортер M1126 (ICV), который должен заменить устаревший БТР M113, и САУ M1128 (MGS) с британской 105-мм нарезной танковой пушкой Royal Ordnance L7, которая устанавливалась на первые образцы американских основных боевых танков «Абрамс». На эти самоходные орудия возлагалась задача непосредственной огневой поддержки пехотных подразделений в бою.

27-го февраля 2002 года в Форте Лодердейл (Флорида) министерство армии США
(англ. United States Department of the Army) официально объявило о
переименовании «промежуточного варианта линейки боевых машин» на «Страйкер». С
момента принятия решения о приобретении канадского бронетранспортера LAV III
считалось, что это досрочное решение проблемы, поэтому проект легкой
аэромобильной боевой машины, которая разрабатывалась по программе «Будущие
Боевые Системы» (Future Combat Systems), не дошел до реализации и был прекращен.

Противостояние электронных «мозгов»

Бронетранспортер ХХI века – это не только мощный «сердце-движок» или крепкий модульный корпус. Это еще и передовые электронные «мозги». Например, в «Страйкер» вмонтирована цифровая система C4ISR. В нее входят две радиостанции, си­стема предупреждения электромагнит­ного облучения, обзорные видеомониторы и спутниковая навигация. Если нужно, командир или стрелок на ЖК-мониторе может посмотреть с видом «от оружейного ствола». На второй экран можно загрузить карты местности, командные сообщения, отобразить «картинки» от разведчиков-беспилотников или спутниковые геотитры.

Весь корпус М1126 Stryker буквально напичкан датчиками. Данные об окружающей среде и внутреннем состоянии машины стекаются в центральный компьютер и отображаются на командирском мониторе в режиме реального времени. Регистрируется все – от накрапывающего дождика или спущенного колеса до сквозного пробития бронекорпуса.

Электронная начинка БТР-82А поскромнее. В «активе» отечественного бронетранспортера – сис­те­ма топо­гра­фи­че­ско­го ори­енти­ро­ва­ния «ТРОНА-1». С ее помощью командир по автономным и спутниковым каналам получает координаты машины прямо в приборы наблюдения ТКН-АИ. Если нужно, система подскажет, где ближайший пункт назначения или контрольная точка. Еще один плюс этой системы – лазерная подсветка, которая «увидит» и «поведет» противника на расстоянии до трех километров.

Новая цифровая ра­дио­стан­ция Р-168-25-У2 на голову качественнее и комфортнее своей аналоговой предшественницы, что устанавливалась на БТР «восьмидесятой» модели.

mil.ru
Российский БТР намного дешевле своего американского «собрата».

Модификации

  • M1126, пехотный бронетранспортер (ICV) — основной бронетранспортер семейства «Страйкер», предназначенный для транспортировки мотопехоты и огневой поддержки.
  • Модификация M1126 для ведения разведки, охраны, патрулирования, связи, доставки боеприпасов и т. д.
  • M1126 с усиленным днищем DVH-Scout (ICCV-S), предназначенный для ведения военной разведки, для чего оснащается комплексом дальнего наблюдения.
  • M1127 (RV) — боевая разведывательная машина, которая предназначена для ведения разведки, охраны и наблюдения на поле боя. Оснащена специализированной разведывательной аппаратурой дальнего обнаружения фирмы Raytheon.
  • M1128 (MGS) — самоходная артиллерийская установка (колесный танк) со 105-мм нарезным орудием.
  • M1129 (MCV-B) — самоходный 120-мм миномет со стационарной и съемной компоновкой.
  • M1130 (CV) – командирский БТ.
  • M1131 (FSV) — машина управления огнем.
  • M1132 (ESV) — бронированная инженерная машина, предназначена для ведения инженерной разведки, транспортировки и поддержки саперов.
  • M1133 (MEV) – медицинский БТ.
  • M1134 ATGM — противотанковый ракетный комплекс. Машина имеет выносную установку для пуска противотанковых управляемых ракет с земли.
  • M1135 (NBCRV) — предназначен для проведения радиационной, химической, бактериологической разведки местности.

Описание конструкции

БТР-82 (и БТР-82А) – это глубокая модернизация советского бронетранспортера БТР-80, форма, размеры и компоновка корпуса полностью соответствуют советской боевой машине. Отделение управления расположено в носовой части бронетранспортера, боевое отделение, в котором размещаются десантники – в средней части, а моторно-трансмиссионный отсек находится в корме машины.

Экипаж БТР-82 и БТР-82А состоит из трех человек: механика-водителя, наводчика и командира машины. В десантный отсек могут уместиться семь бойцов в полной экипировке с оружием.

Десантирование бойцов происходит через двустворчатую боковую дверь (как на БТР-80), верхняя створка которой открывается вперед по ходу движения, а нижняя служит подножкой. Таким образом, десантники могут покидать бронетранспортер на ходу. Кроме того, еще два десантных люка расположены на крыше корпуса. Водитель и командир машины имеют собственные люки для эвакуации, которые находятся прямо над их сидениями. Также в корпусе размещены многочисленные люки для удобного доступа к трансмиссии, двигателю и лебедке. В машине установлен кондиционер.

Масса бронетранспортера увеличилась из-за установки на него более мощного вооружения, однако это не привело к уменьшению подвижности машины. На ней был установлен новый, более мощный дизельный двигатель КАМАЗ-740.14‑300 (300 л. с.). Двигатель многотопливный, если необходимо его можно заправлять даже тепловозным топливом.

Разработчикам удалось несколько увеличить защищенность машины, покрыв внутреннюю поверхность корпуса кевларовой тканью. Это не только позволяет уберечь экипаж и десант ВДВ от пуль и осколков, но и повышает уровень теплоизоляции и снижает шум внутри машины. Хотя, уровень защиты нового бронетранспортера так и остался прежним – противопульным.

Противоминная защита БТР-82 и БТР-82А была несколько увеличена по сравнению со старым БТР-80 за счет использования внутри корпуса специальных энергопоглощающих ковриков, задача которых взять на себя часть энергии взрыва. Однако подобная защита может выручить только при подрыве небольшого заряда (противопехотная мина), БТР-80 и БТР-82А не имеют уровня защиты от мин и фугасов MRAP.

В некоторых источниках подается информация о том, что места членов экипажа и десанта оснащены так называемыми противокомпрессионными сидениями. Они не крепятся к полу, а подвешиваются внутри корпуса. Это стандартный способ увеличить защиту военнослужащих, находящихся внутри боевых машин, от взрывной волны.

Однако для установки подобных сидений требуется значительная высота корпуса машины. Именно поэтому современные броневые машины, сделанные по стандартам MRAP, имеют высокий силуэт. Корпус БРТ-82А, спроектированный 35 лет тому назад, попросту не имеет места для их установки. Сидения в БТР-82 были установлены современные, но не противокомпрессионные.

На БТР-82 и БТР-82А установлена современная система пожаротушения, которая заметно снизила их взрывоопасность.

По мнению экспертов, комплекс проведенных работ позволил повысить общую защищенность новых машин примерно на 20%.

На БТР-82А установлен новый боевой модель, что позволило существенно повысить боевую мощь машины. В его состав входит автоматическая 30-мм пушка 2A72 и пулемет ПКТМ. Штатное место наводчика переместилось из башни в корпус машины. Модуль оснащен двухплоскостным стабилизатором, что позволяет наводчику вести огонь во время движения машины, и электроприводами. Кроме того, на БТР-82 и БТР-82А установлен комбинированный круглосуточный стабилизированный прицел ТКН-4ГА, что дает возможность применять оружие боевого модуля как днем, так и ночью. Прицел оснащен каналом дистанционного подрыва боеприпасов. Боекомплект пушки составляет 300 снарядов.

Из-за повышения массы бронетранспортера разработчикам пришлось серьезно переделать ходовую часть машины. На БТР-82 были установлены новые колесные редукторы, современные карданные валы. На бронетранспортер были установлены амортизаторы с повышенной энергоемкостью. БТР-82 оснащен ведущими мостами с шестеренчатым принудительно блокируемым дифференциалом.

БТР-82 оснащен дополнительной силовой установкой мощностью 5 кВт, она обеспечивает энергией все системы машины во время остановки.

Пробег бронетранспортера до первого капитального ремонта составляет 50 тыс. км.

Первый взгляд

У М1126 Stryker сразу два родоначальника. Первый — корпус морской пехоты США. Именно они больше десяти лет эксплуатировали удачный восьмиколесный броневик LAV (от англ. Light Armored Vehicle — легкая бронированная машина) семейства MOWAG по прозвищу «Пиранья». Военных впечатлила неплохая проходимость и вооружение. А второй «крестник» поневоле — это наш БТР-80! Именно боевой опыт «восьмидесятки» в горах Афгана и Чечни окончательно убедил конструкторов создать именно такой Stryker, каким мы знаем его сегодня.

БТР-82А внешне очень похож на своего предшественника БТР-80. Поставь их рядом, отличий, кроме башни, и не найти. Действительно, от «восьмидесятки» к БТР-82А корпус перешел целиком. Но и только. Дальше — уже совсем другая машина. Она потяжелела на 400 килограммов, получила оружие повесомее.

Однако при ближайшем рассмотрении наши БТР немного выбиваются из этой концепции. Тот же «Страйкер» поставляется в крупные подразделения в качестве усиления. Например, в хорошо знакомый по натовским учениям в Польше и Прибалтике 2-й кавалерийский полк США. До этого американские «кавалеристы» имели лишь небронированные «Хаммеры». Теперь Stryker и броней прикроет, и разнокалиберным огнем поддержит. Особая миссия машины — возможность «работать» в условиях плотной городской застройки.

С БТР-82А та же история. Концепция мотопехоты — просто подогнать бойцов к бою и слегка поддержать пулеметным огнем уже не отвечает времени. Теперь нужна машина посолидней: и с броней, и с проходимостью, и с вооружением. Так и родилась, точнее, перевоплотилась «рабочая лошадка» мотопехоты БТР-80 в современную бронемашину БТР-82А.

Еще один факт, который необходимо учесть при сравнении БТР-82А и М1126 Stryker. Российский бронетранспортер родом из советского ВПК. «Страйкер» — ребенок нового тысячелетия. М1126 Stryker — это полноценная боевая платформа. На нее можно смонтировать радиоразведывательный и медицинский комплексы, мощное артиллерийское вооружение. Правда, чаще всего бронекорпус «Страйкера» «затачивают» под перевозчика мотопехоты.

Тактическая роль

Семейство боевых машин Страйкер предназначено для оперативной доставки пехоты на поле боя или к месту вооруженного конфликта. В армии США эти машины поступают на вооружение , либо, как в случае со 2-м кавалерийским полком, частей, имевших до этого лишь небронированные машины типа «Хамви». Для таких подразделений страйкеры обеспечивают повышение боевых возможностей за счет броневого прикрытия, мобильных средств поддержки пехоты, а также возможность оперативного применения на значительных расстояниях от мест базирования.

Предполагается, что страйкеры будут особенно эффективны в городских условиях, доставляя боевые группы непосредственно в зону конфликта.

Производство

Высадка десанта со «Страйкера» во время военных учений в Южной Корее. Второй пехотная дивизия США.
20.03.2005

В ноябре 2000, после заключения соглашения на сумму 4 млрд. Долларов на поставку 2131 БТР «Страйкер» различных модификаций в американской армии, компаниями «Дженерал дайнэмикс ленд системз» и «Дженерал моторс дефенс» начался сбор военной техники на канадском заводе в Лондоне, Онтарио . В феврале 2003 «Дженерал моторс дефенс» была приобретена компанией GDLS и дальнейшее производство осуществлялось только материнской компанией. Для осуществления глубокой модернизации швейцарско-канадской машины и приведения ее к требованиям, которые определялись руководством американской армии, к работе были привлечены два крупнейших оборонных концерны США: General Dynamics и General Motors. На разных этапах в проекте принимали участие различные подразделения этих компаний. Основная работа возлагалась на канадское отделение General Dynamics Land Systems, которое ранее было самостоятельной фирмой GMC и разработало бронемашины семейства LAV.

Главный контрактор – GM General Dynamics Land Systems Defense Group LLC – осуществлял серийное производство бронетехники на четырех заводах. Основной процесс производства и финального сбора происходил на заводах в американском городе Анистон, Алабама и канадском Лондоне, Онтарио. Инженерные проработки и проектировочные работы проводились в Стерлинг Хайтс, Мичиган, оборудования, монтировались на горе корпуса, собирались на заводе «Лима Ами Тенк Плэнт» в Лиме,​​ Огайо. С поступлением первых образцов новой техники в войска, несколько субподрядчиков начали испытания и поставки других версий «линейки» боевых машин к заказчику.

Первые партии бронетранспортеров начали поступать в войска в апреле 2002 года. Со временем американская армия увеличила заказ на обеспечение седьмой бригадной боевой группы и, соответственно, количество техники в
2691 единицы.

В течение 2005-2007 годов армия США заключила еще 6 контрактов на поставку дополнительных 1063 боевых машин до мая 2008 года. А уже через несколько месяцев американские военные заказали на срок до декабря 2011 года поставки еще 615 БТР различной конфигурации на сумму 1200000000 долларов и дополнительно 65 105-мм самоходных артиллерийских установок M1128 (MGS).

История создания

БТР-80 был разработан в начале 80-х годов на базе бронетранспортёра БТР-70, с учетом всех недостатков, которые были выявлены в тяжелых условиях Афганистана. Серийное производство машины началось в 1984 году. БТР-80 – одна из наиболее известных и заслуженных советских бронемашин, также ее можно назвать одной из наиболее удачных. БТР-80 имел хорошие технические характеристики, достойный уровень броневой защиты, обладал хорошей маневренностью и приличной огневой мощью.

БТР-80 активно использовался в Афганской войне, позже эта боевая машина участвовала во всех конфликтах на постсоветском пространстве. Бронетранспортер активно экспортировался, в настоящее время он состоит на вооружении 26 армий мира.

Однако с момента принятия бронетранспортера на вооружение прошло уже более тридцати лет, за это время требования к машинам подобного класса несколько изменились. Современные бронетранспортеры отличаются высокой огневой мощью, продуманной эргономикой, существенно вырос уровень их защищенности

Особенное внимание уделяется защите бронетранспортеров от мин и фугасов

Исходя из всего вышесказанного, неудивительно, что у руководства российских вооруженных сил появились планы по глубокой модернизации БТР-80, машины, которая уже давно стала одной из основных «рабочих лошадок» сухопутных войск РФ.

Решение о начале работ по модернизации было принято в 2008 году, исполнителями работ были выбраны компания «Военно-инженерный центр» и ОАО «Арзамасский машиностроительный завод».

В начале 2009 года начались проектные работы, в июле того же года проект новой машины был утвержден на научно-проектном совете, и изготовитель приступил к производству нового бронетранспортера, который получил наименование БТР-82.

Зимой 2010 года машина прошла государственные испытания, после чего БТР-82 был принят на вооружение. В 2011 году она начала поступать в строевые части Южного военного округа. В 2010 года БТР-82А был принят на вооружение ВС Казахстана, поставки машин в эту страну начались в 2012 году.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий