Почти народный лимузин: история «советского Бьюика» ЗИС-101

Цены на самые продаваемые модели

Через 5 лет «копейка» подорожала всего на 700 марок. FIAT стоил уже 9 500 марок. При таком соотношении цен не удивительно, что советские легковые авто неплохо продавались в ФРГ и других странах. Во Франции, например, в 1986-ом было реализовано порядка 20 000 единиц продукции тольяттинского авто продавалась лучше Volvo, Nissan и других популярных марок.

Неплохим спросом пользовались и советские «Запорожцы». ЗАЗ-965Э в Бельгии стоил чуть меньше 44 000 франков, что по курсу 1969 года равнялось $880. Для сравнения: покупка BMW 2002 обходилась в $4 200.

Низкие цены на отечественные автомобили обуславливались двумя факторами. С одной стороны, даже после существенных улучшений на Scaldia-Volga они едва ли могли конкурировать с западными аналогами

С другой, Советскому Союзу было важно занять свою нишу на мировом рынке, который и так был наполнен высококачественной продукцией известных западных производителей

И наконец, стоимость популярных машин тогда и сейчас

А что же транспорт, причем как личный, так и городской? Оказывается, чтобы приобрести «Жигули», советскому гражданину приходилось выкладывать 3,5 тыс. деревянных или 26 средних зарплат, тогда как «Запорожец» обходился в 19 доходов. Примечательно, что сегодня за такие деньги вполне реально приобрести Hyundai Solaris, притом что разница между этими моделями колоссальная.

Волга – настоящий шик того времени, стоила около 9 тысяч, а ведь это больше 2 миллионов сегодня! Что же касается возможностей, которые открывает эта сумма, то счастливый обладатель 2 миллионов может приобрести BWW третьей серии, Audi A4 или Mercedes A-класса. То есть преимущества очевидны, притом что Союз снова в проигрыше, ведь никакой ГАЗ не сравнится ни с одной перечисленной моделью.

А вот проезд в общественном транспорте стоил в 5 раз дешевле (по крайней мере, в Москве), хотя этот недочет полностью компенсирует стоимость бензина, который сегодня гораздо дешевле, чем в светлом советском прошлом.

Конструкция и характеристики

В те годы каждая новая модель автомобиля была для советского автопрома этапной, и ЗИС-101 не стал исключением: впервые в отрасли были применены такие новшества, как отопитель салона, радиоприёмник, термостат в системе охлаждения двигателя, гаситель крутильных колебаний вала двигателя, двухкамерный карбюратор, вакуумные сервоусилители сцепления и тормозов. Трёхступенчатая коробка передач, также впервые в отрасли, имела синхронизаторы на II и III передачах. Подвеска всех колёс зависимая, на продольных рессорах, тормоза — барабанные, с механическим приводом, и вакуумным усилителем.

В 1939 году автомобиль был модернизирован на основании выводов, сделанных комиссией во главе с академиком Е. А. Чудаковым.

Внешние изображения
ЗИС-101А

Модернизированный автомобиль получил обозначение ЗИС-101А. Главным отличием был кузов с более современным оформлением и цельнометаллической конструкцией. Другие отличия включали форсированный до 116 л. с. двигатель с алюминиевыми поршнями и новым карбюратором. Максимальная скорость автомобиля составила 125 км/ч. Серийный выпуск машины был прекращён 7 июля 1941 года.

В начале 1941 года в единственном экземпляре был изготовлен автомобиль ЗИС-101Б, который отличался от ЗИС-101А выступающим багажником, прямоугольной формой приборов на панели и хромированным кольцом звукового сигнала на руле.

Бронированный лимузин Сталина

Из советских лимузинов больше всего легенд создано про бронированные автомобили Сталина. Первый бронированный автомобиль высшего класса для советской партийно-правительственной элиты был построен в конце 1940-х годов на автомобильном заводе имени Сталина, позднее переименованном в завод имени Лихачева.

Бронированный автомобиль ЗИС-115 (рис.12),
первоначально имевший индекс ЗИС-110С, был подготовлен в 1946-1947 годах. Таких лимузинов , по разным оценкам, было сделано около 40 экземпляров. Впечатляет вес этого монстра – 7 300 кг, при этом мощность двигателя всего 162 л.с. при расходе топлива – 27,5 литров на 100 км.

На ЗИС-115 была применена особая система бронирования – бронекапсула: защита представляла собой единую оболочку из брони, обшитую снаружи кузовными панелями. Производство этих корпусов было строго индивидуальным. На каждой, даже самой маленькой детали кузова, был выбит номер машины. Броня для ЗИС-115 предварительно обстреливалась на полигоне.

Сборка машин происходила в специальном боксе легкового сборочного цеха ЗИЛа с отдельной пропускной системой. Боковые стекла в дверях имели толщину 75 мм и весили почти центнер. Их подъем осуществляется с помощью гидравлических домкратов, а спуск – специальным барашком. Кроме обычных дверных замков, обе задние и правая передняя дверь снабжены цепочками, гарантирующими невозможность случайного открытия на ходу. Отличительной особенностью салона этой машины от базовой модели ЗИС-110 является отсутствие стеклянной перегородки между местом водителя и пассажирским салоном.

Подозрительный Сталин никогда не пользовался одной и той же машиной. Постоянно менялись номерные знаки, которые устанавливались только сзади. Никто из водителей кремлевского Гаража Особого Назначения не знал, на каком именно автомобиле сегодня поедет Иосиф Виссарионович. А перед самым выездом из Кремля Сталин имел обыкновение менять свой маршрут, начиная с того, через какие ворота поедет кортеж – это он решал сам, буквально в последнюю минуту перед выездом.

После смерти вождя его автомобилями никто не пользовался – во времена “оттепели” это было неактуально: Никита Сергеевич Хрущев любил покрасоваться на публике в кабриолете, а сталинские броневики ушли в прошлое. Несколько машин были подарены лидерам коммунистических партий стран соцлагеря. А большая часть этих уникальных автомобилей была уничтожена. Сейчас по самым смелым подсчетам “в живых” осталось менее восьми автомобилей.

После распада СССР автомобилестроение в России пришло в упадок и жизнеспособных новых моделей практически не появлялось. Если на ВАЗе что-то еще производится и пользуется спросом, то Горьковский автомобильный завод кроме “Газелей” похвастаться ничем не может. Серия легковых автомобилей дошла в 2005 году до номера ГАЗ-31107 “Волга”, о которой мало кто сейчас вспоминает.

Для нас же интересна модель ГАЗ-31105 “Волга” (Рис.15)
– российский легковой автомобиль, который выпускался серийно с 2004 год по 2009. Эти машины по-прежнему делают по заказам в заводском ателье Горьковского автомобильного завода. По сути «105-я» является усовершенствованной версией ГАЗ-3110. С лета 2006 года на “Волгу” устанавливали американский двигатель DOНC 2.4L Daimler Chrysler мощностью 137 л.с. Максимальная скорость была увеличена до 178 км/ч, разгон до 100 км/ч не превышал 11 с.

К сожалению, престиж отечественных автомобилей в настоящее время упал практически до нуля, о пересаживании народных избранников на “Волги” уже никто не вспоминает, а чиновники высшего звена (и не только высшего) предпочитают разъезжать на «Мерседесах». (Рис.16)

Пересчет российских рублей на советские

Но так ли радужно все было при Союзе или налицо банальные ностальгические воспоминания, при которых прошлое всегда кажется в розовом свете? Между тем для проведения качественного сравнительного анализа «до» и «после», имеет смысл сопоставить уровень доходов советских и российских граждан.

Как это сделать? На самом деле с выполнением поставленной задачи не возникнет никаких сложностей, если просто уточнить размер минимального прожиточного минимума при Союзе и сейчас.

К примеру, в далеком 1975 году, который пришелся на расцвет СССР, размер этого самого минимума составлял 50 советских рублей против сегодняшних докризисных 11 185 рублей. Конечно, читая эти строки, кто-то может заметить, что современный рубль не эквивалентен своему предшественнику, и будет полностью прав, особенно если учитывать, сколько воды утекло с тех времен, и какая инфляция имела место за все эти годы.

И в данном случае достаточно просто разделить современный прожиточный минимум на этот же показатель, актуальный в советские времена. Получается 11185/50=224, и именно на эту цифру следует умножать стоимость товаров в СССР, чтобы понять, какие деньги пришлось бы отдавать за них сегодня.

Подержанные авто продавали по цене новых

Сама покупка нового авто тоже была долгим и сложным процессом, с оформлением ее через автосалон, сберкассу, получением на складе. Брали, как говорится, что дают – выбора по комплектации, цвету и прочим параметрам не предоставлялось.

«Запорожец»

Также их можно было купить у спекулянтов, часто из других союзных республик. Многие отправлялись за авто в Грузию. Но все подобные сделки были незаконными и люди очень много переплачивали за автомобили.

Была еще одна возможность приобрести машину – выиграть ее в лотерее, но это, понятно, случалось с очень немногими счастливчиками.

Москвич-2142 Иван Калита Фото Видео Характеристики

К 1998 г. спрос на «Москвичи» упал до такого уровня, что в отдельные месяцы конвейер приходилось останавливать. Над предприятием повисла реальная угроза банкротства, и руководство АЗЛК предположило: может быть, у завода слишком много конкурентов? Решили создать линейку моделей, которые не предлагал бы ни один другой российский производитель. Начали с автомобиля среднего представительского класса, названного «Иван Калита». Правительство Москвы, владелец предприятия, проявило интерес к закупкам такой модели.

Масштаб 1/43

  • ЗИС-101 чёрный, из серии «Автолегенды СССР» № 84 (дата выхода — 24 апреля 2012 года) .
  • ЗИС-101 синий, из серии «Автолегенды СССР. Лучшее» № 18 (дата выхода — 23 сентября 2014 года) .
  • ЗИС-102 светло-голубой, из серии «Автолегенды СССР. Лучшее» № 3 (дата выхода — 25 февраля 2014 года) .
  • ЗИС 101А зелёный, из серии «Автолегенды СССР» № 22 (дата выхода — 9 декабря 2009 года) .
  • ЗИС-101А чёрный и синий, «Наш Автопром» .
  • ЗИС-101А бордовый, из серии «Legendarne Samochody» № 48 .

голоса

Рейтинг статьи

ЗИЛ-4104

К середине 1970-х годов дизайн ЗИЛ-114 успел морально устареть. Поэтому дизайнеры и конструкторы принялись за разработку нового автомобиля для первых лиц государства.

По образу зарубежных автомобилей того времени решетку радиатора сделали главным элементом внешнего вида авто. Это добавило машине солидности. Появились хромированные накладки вокруг колесных арок. Интерьер создавался с учетом целевого использования автомобилей — для государственных деятелей высокого ранга.

Передний салон отделялся от пассажирского подъемной стеклянной перегородкой. Два средних сидения — откидные. Автомобиль имел две независимые системы отопления и кондиционирования, электрические стеклоподъемники, всеволновый радиоприемник с магнитофонной приставкой и шестью динамиками, лампы индивидуального освещения для каждого пассажира.

Все стекла — трехслойные, тонированные. Для удобства посадки и высадки, дверные проемы сделаны большими и высокими. Дверь салона имела изнутри две ручки для открывания либо самим пассажиром, либо сидящим на откидном месте помощником.

Детали кузова изготавливались вручную и индивидуально подгонялись одна к другой при сборке. Кузов покрывался 9-15 слоями краски с промежуточной сушкой и полировкой каждого слоя. Пассажирский салон оформлялся под индивидуальные вкусы будущего «владельца», двери, рамки окон и передней панели отделывались шпоном карельской берёзы, сидения обивались велюром.

Помимо изменений в дизайне был изменен двигатель. Он прибавил в объеме и мощности. Теперь V-образная «восьмерка» при объеме 7,7 литра выдавала 315 «лошадок», что было очень даже солидно.

Всего было выпущего более 200 таких автомобилей и их модификаций. Однако из-за того, что отработавшие свой срок машины уничтожались, до наших дней дожили лишь единицы.

Лимузин 101

Наша свадьба была 30 мая 2020 года в субботу. Мы заказали 2 машины по 20 мест в каждой. Один Инфинити, внутри он серый и Хаммер , салон разных цветов. Не могу не оставить свой отзыв! МЫ С ЖЕНИХОМ БЫЛИ ОЧЕНЬ РАЗОЧАРОВАНЫ!! Инфинити должен был подъехать к дому невесты, хаммер к жениху. Инфинити приехал чистый, Хаммер приехал грязный внешне! Позор!Нам сказал водитель, что эта машина с ночи, с другой вечеринки и мы не успели его помыть! Но почему мы должны от этого страдать??? что у вас вечеринка другая была ! у нас свадьба и мы оплачивали чистый автомобиль! Далее мы тронулись с ЗАГС, кондиционер в Инфинити не работал!!! все гости , включая меня невесту истекали в поту! , был очень жаркий день! Нам сказали закрыть окна , что кондей начнет работать когда поедем на скорости! Мы пол дня прокатались на нем, но кондей так и не включился! Благодаря этой жаре конечно же подраспустилась прическа. Да и вообще какой комфорт ехать в таких условиях!!!! Нашей предпоследней остановкой для прогулки был Нескучный сад!! Время окончания всей поездки 17.30. Жених позвонил водителям обеих машин в 16.55 и сказал , что б к главному входу сада водители приехали в 17.10 !!! Ресторан наш находился совсем рядом! в 10 минутах езды, так что мы планировали успеть. Так вот выйдя из сада подойдя к дороге, машин в назначенное время не оказалось!!! Мы стояли ждали машины до 17.30!!! При чем стояли у самой дороги, машины проехали мимо нас, по другой стороне движения, нам всего то стоило перейти дорогу, но они видимо решили потянуть время, проехали мимо нас, где то там видимо развернулись, подъехали к нам как раз к 17.30 !!! и сказали, по хамски! что дальше не поедут! якобы им двигаться не разрешает руководство! что б мы оплатили им за час! каждую!!!!!! Я вижу тут пишут отзывы, что за перекат даже ничего не брали , доставляли до места людей! а нас жениха с невестой хотели высадить у дороги! Водитель хаммера стал со мной спорить, хамским голосом и с выпученными глазами что то доказывать, хотя в чем наша вина???? они сами поздно подали авто, мы стояли у дороги пол часа!! Я так понимаю, что водители все разные! кому то везет кому то нет! Водитель ХАММЕРА , ТЕМНЕНЬКИЙ ТАКОЙ , СРЕДНЕГО РОСТА!В течении всего дня он все время предлагал платные услуги. В Инфинити водитель был спокойный, даже добрый, но деньги за перекат взял не отказался! На свадьбу водитель приехал в красной футболке !! Никакой эстетики внешнего вида. Далее нам сказали, что пропал стакан из лимузина, мы конечно же развернулись и ушли! Итого мы переплатили 4000 руб! за 2 машины, по 2000 на каждую, за час переката, ладно б еще пол часа, но содрали за 1 час, за то , что сами не приехали вовремя!!! И я такой сделала вывод- на сколько некоторые превращаются в нелюдей, когда на кону деньги! Народ теряет человеческое лицо! Ведь праздник же у людей и реально мы ни в чем не виноваты.Сами задержались ведь! ну так компенсируйте это доставкой нас бесплатно! В Москве вообще мало нормальных фирм, где сдают в аренду хорошие машины, я была во многих парках, прежде чем выбрать наши лимузины. Здесь машины хорошие, но настроение они нам испортили! ТОВАРИЩИ ТАК НЕЛЬЗЯ! Водители не вольно наемные, я видела его в офисе когда заключала договор!! Я думала, что буду вас всем рекомендовать, но теперь не буду ни за что! про грязный Хаммер расскажу всем! Более того, у них на сайте ЛИМУЗИН 101, плохие отзывы не проходят!! Они добавляют только положительные. Нашла сайт с отзывами, где ничего хорошего про эту фирму не пишут.

Обзор модификаций

В 1936 году был изготовлен единственный экземпляр автомобиля ЗИС-101Л «Люкс» — с телефоном. В конце 1937 года была разработана модификация с открытым кузовом «фаэтон» — ЗИС-102. Передние и задние двери открывались по ходу машины на ЗИС-101 задние двери открывались против хода. ЗИС-102 окрашивался только в серо-серебристый цвет, салон обивался тёмно-синей кожей. В течение 1938 года было выпущено 8 автомобилей ЗИС-102.

В январе 1939 года было выпущено 2 автомобиля ЗИС-102 с кузовом «кабриолет», окрашенные в тёмно-вишнёвый цвет, салон был обит тёмно-красной кожей отдельного индекса эти автомобили не получили. В августе 1939 года был изготовлен единственный экземпляр модернизированного «фаэтона» ЗИС-102А, имевшего аналогичные ЗИС-101А двигатель и облицовку радиатора. Этот автомобиль участвовал в параде на Красной площади 1 мая 1941 года. Сохранилась его фотография, сделанная в 1949 году в Краснодарском крае. Так же было выпущено 2 автомобиля ЗИС-101Э «Экстра» — бронированный толщина стёкол 70 мм. В 1939 году на базе ЗИС-101А был создан спортивный автомобиль ЗИС-101А-Спорт. Кроме того, малыми сериями выпускались модификации для такси и службы «скорой помощи». Такси ЗИС-101 не были редкостью в крупных городах СССР и использовались на фиксированных маршрутах или междугородных линиях.

Также известна звуковещательная автомоторная установка на ЗИС-101, имевшая прозвище «трёхтонный граммофон». На таком ЗИС-101 в 1942 году работал писатель Юрий Нагибин, инструктор 7-го отдела Политуправления Волховского фронта. В 1942 году создана мобильная звукозаписывающая установка на ЗИС-101 для ленинградского радио с трофейной немецкой магнитофонной аппаратурой.

В 1949 году завод «Аремкуз» построил на шасси ЗИС-101А партию из 30 санитарных автомобилей, получивших индекс АКЗ-4.

Существовали также единичные экземпляры ЗИС-101 с шестицилиндровыми двигателями Packard и Studebaker. После войны, по рекомендации завода изготовителя, при капитальном ремонте автомобилей ЗИС-101, ремонтные заводы устанавливали на них двигатели от грузового Studebaker US6, а также двигатели ГАЗ-51, ЗИС-110 и ЗИС-120.

ЗИС-101 представлен в экспозиции Музея автомобильной техники УГМК.

Специфика тех лет

Вас, наверное, смутит, что в конце 1960-х доллар был слабее советского рубля. Официальный курс составлял 90 копеек за 1$. Но по идее смущать должны вообще цены в иностранной валюте, ведь в СССР купить или продать ее свободно было нельзя.

Впрочем, наибольшее удивление вызывают сами цены – они слишком низкие! Если поискать в других источниках, то увидим, что в 1966-1968 годах «Волга» стоила 5600 руб., «москвич» – порядка 4500, а «запорожец» – 2200 рублей. Как же так?

Здесь самое время объяснить, что за справочник попал к нам в руки. Называется он «Прейскурант на промышленные товары, продаваемые через Всесоюзное объединение «Внешпосылторг». И вступительная часть во многом объясняет, кому предлагаются эти цены:

«Внешпосылторг» продает товары в розницу и мелкооптовыми партиями советским гражданам, посольствам, миссиям и другим иностранным организациям и их сотрудникам, находящимся как в СССР, так и в других странах, а также отдельным иностранным гражданам». Ну и чтобы было совсем понятно: «Все цены указаны в рублях СССР и долларах США на условиях франко-советская граница».

Также показательно, что принимается наличная валюта, чеки или сертификаты «Внешпосылторга». И здесь самое время напомнить, что в СССР не было возможности свободно купить или продать валюту, а реальный курс на черном рынка был куда выше, чем пресловутые 90 копеек за доллар.

Так что цены в долларах – для иностранцев. Или для тех граждан СССР, которые работали за рубежом, вернулись на родину и сдали иностранную валюту в обмен на сертификаты «Внешпосылторга». Вот на них затем они и могли приобрести дефицитный товар в специальных магазинах. Да-да, в тех самых «Березках»!

Какие страны покупали советские автомобили

Согласно статистике «Внешней торговли СССР», в 60—70 годах Союз продавал автомобили в Афганистан, Ирак, Вьетнам, на дружественную Кубу, в Европу и даже Африку. В 1959-ом Хрущев поставил целью выйти на американский рынок. В том же году на выставке в Нью-Йорке были представлены «Волга», ЗИЛ и «Чайка».

Но как бы генсек не мечтал покорить рынок главного идеологического врага СССР, ничего не вышло. Штаты упорно не желали заключать контракты на поставки советского легкового транспорта. Зато их заключали африканские, азиатские и некоторые европейские страны.

В 1965—1968 годах Москвич-408 стал в Финляндии самым продаваемым автомобилем. В 1966-ом в Ираке и Египте было продано порядка 2,5 тысяч советских авто. В конце 60-х сильно ухудшились внешнеполитические отношения Союза с Китаем, поэтому поставки в эту страну прекратились

Вместо этого СССР переключил свое внимание на Европу

В 1964-ом широкую известность приобрело предприятие «Scaldia-Volga», которое было основано совместно с бельгийцами. На нем отечественные «Москвичи» и «Волги» предварительно дорабатывались, прежде чем уехать к требовательному европейскому покупателю.

В итоге всей этой бурной деятельности по покорению мирового рынка уже в 1970-ом Союз продал за рубеж 85 000 легковушек. Покупателями стали 50 стран мира.

«Днепр»

Машину мог купить себе далеко не каждый советский человек, а вот мотоциклы были более доступны. Так, мотоцикл — мечта, тяжеловес «Днепр» МТ-10, с коляской и 2-цилиндровым мотором мощностью 32 лошадиных силы обходился в 1600 руб. Мог разгоняться до 100 кмч.

Одна шина на «Жигули» обходилась автомобилисту в 60 руб. А вот владельцу «Волги» пришлось бы раскошелиться уже на 100 руб. Это объяснимо — по тем временам продукция Горьковскогого автозавода была самой дорогой. Таким образом, чтобы переобуть машину, автолюбителю пришлось бы выложить от 240 до 400 руб.

Два артефакта из 1970-х гг. Сколько стоил ВАЗ-2101/02/03 в Германии и Франции тогда, в 1970-е года? Смотрим:

Стоимость рубля в советское время

Оказалось, то узнать это не так просто, как кажется на первый взгляд. Определить стоимость рубля в советское время относительно современности довольно сложно. К курсу доллара нет смысла привязывать, так как у него своя инфляция, да и об объективности его курса в СССР можно рассуждать много, он явно был искусственным и не отвечал реалиям экономики.

В сети я нашел много разных методик расчета курса советского рубля. Наиболее приемлемой мне показалась методика одного блогера, который строил свои расчеты на стоимости продуктовой корзины, средних заработных плат, а так же кросс-курса валюты. По его расчетам получилось, что один советский рубль можно приравнять в 197 современным рублям. Вот на этих данных и построим дальнейшие расчеты.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий