Pyongsang: завод в КНДР, который выпускал ГАЗ-69 и Mercedes-Benz 190 с мотором от Волги

Больше и воинственнее!

Сколько ГАЗ-69 не перестраивай, а далеко на нём не уедешь: заводу нужна была более широкая линейка моделей. Тэк-с, что у нас там есть ещё в СССР? О, ЗИЛ! И в 1970-м году завод начал серийное производство Taepaksan 70.

Taepaksan 70. Фото: Автомобили из КНДР и других экзотических стран

Название Taepaksan переводится как «гора Таэпэк». Эта машина чуть более загадочная, чем Kaengsaeng 68. Какой-то официальной информации о лицензии на производства ЗИЛ-130 в КНДР найти не смог. Если честно, то и достоверной информации о строительстве Taepaksan 70 на базе ЗИЛ-130 тоже нет. Но, как говорил Шерлок Холмс, пиликая под морфием на скрипочке, «Вот так начнешь изучать фамильные портреты и уверуешь в переселение душ». Кабины ЗИЛа и Taepaksan так похожи, что сомнений в переселении душ не остаётся. Точных данных о шасси нет, так что о моторах, коробках и мостах остаётся только гадать, общих деталей с ЗИЛом много. Кроме того, ЗИЛ-130 поставлялся в КНДР официально и в больших количествах. Срисовать автомобиль большого труда не стоило, а руки, скорее всего, чесались здорово: лично я до сих считаю ЗИЛ-130 одним из лучших грузовиков Советского Союза.

Taepaksan 70 выпускали с разными кабинами. Те, что не очень похожи на кабины ЗИЛ-130, похожи на кабины ЗИЛ-131. Был, правда, ещё один вид кабины, и с ним машина была похожа на румынский Steagul Roşu Bucegi. Но не стоит думать, что корейцы копировали именно его, а не ЗИЛ. Всё-таки это ЗИЛ.

В какой-то момент на ЗИЛе разработали новый бескапотный грузовик ЗИЛ-170. Но его производство отдали на новый завод в Набережных Челнах, и эта машина стала первым КамАЗом. Кстати, совсем недавно на заводе отпраздновали 45-летие со дня выхода первого КамАЗа (машиной с номером №0000001 стал КамАЗ-5320, который сейчас стоит в музее), с чем я от души поздравляю всё предприятие. Так вот, если один ЗИЛ в СССР стал КамАЗом, что-то подобное должно было произойти и в Корее на том же заводе Pyongsang Auto Works. Но подвела историческая эпоха: в начале нулевых СССР уже не было, а просто так таскать машины из России и копировать их у себя на заводе оказалось сложно. Поэтому первые Taepaksan 96 были лицензионными копиями КамАЗ-55111. Происхождение этих Taepaksan 96 никто не скрывал, да и вряд ли это возможно: он просто вылитый КамАЗ. По данным Андрея Трубина, было собрано всего 48 таких лицензионных грузовиков.

Taepaksan 96. Фото: Автомобили из КНДР и других экзотических стран

Как вы все знаете, КамАЗ у нас всегда был неразрывно связан с армией. В КНДР ему сам бог велел встать на путь махрового милитаризма. И он туда, конечно же, встал. Но на этом заканчивается история открытого сотрудничества Pyongsang Auto Works с КамАЗом. Неизвестно, есть ли сейчас какое-то взаимодействие между этими заводами, но стоит только посмотреть на военные парады в Пхеньяне, как становится очевидно: КамАЗы в Корее есть. И они выглядят довольно свежими, хотя и несколько странными. Например, есть автомобили, поразительно похожие на наши КамАЗы с длинной базой и колёсной формулой 6х6. Скорее всего, это тоже Taepaksan 96. Но какова роль КамАЗа в появлении этих машин, я сказать не могу.

Не совсем понятно происхождение и более поздних военных автомобилей этого завода. Тягач Taepaksan, засветившийся на параде в 2017 году, может быть как развитием Taepaksan 96, так и попыткой скопировать китайский Howo T7H. Во всяком случае, копии Sinotruk Howo L2s в КНДР выпускают однозначно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий