Прекрасный порыв
Автомобильная Венгрия для большинства из нас — это автобусы Ikarus, главным внешним рынком для которых был СССР. Выпускали в Венгрии и грузовики Czepel. Но сразу после Второй мировой войны в стране неоднократно пытались сделать и собственные народные автомобили.
Первым уже в 1946‑м стал Pente 500 машиностроительного завода Weiss Manfred. Двухцилиндровый двигатель стоял перед задней осью и при объеме 0,5 л развивал 15 л.с. Но в стране был дефицит бензина, а в 1948‑м началась национализация, и потому заводы уже не могли самостоятельно решать, что производить. Тем не менее, в начале 1950‑х в Секешфехерваре на ремонтном авиазаводе сделали несколько прототипов смешных машинок Balaton и Alba Regia с мотором 0,25 л, от мотоцикла Czepel (копия мотоциклов DKW, позднее их поставляли и в СССР под маркой Pannonia). Чтобы активировать задний ход, двигатель микроавтомобиля следовало заглушить, включить реверс и завести вновь. На этом венгерские попытки сделать собственный компактный автомобиль фактически закончились.
WFM Fafik
Еще одна автокроха – «WFM Fafik». Про этот автомобильчик можно сказать всего двумя словами – прелестная гадость. Прототип был разработан инженерами Варшавского Мотоциклетного транспортное средство весило всего 300 кг, могло перевозить 2 пассажиров (не считая водителя) и базировалось на основе популярного мопеда «Osa».
Да, вне сомнений, все вышепредставленные модели польского автопрома могли со временем составить жестокую конкуренцию своим европейским и американским родственникам. Однако, их судьба служилась совершенно иначе. Радует то, что о них, хотя-бы, не позабыли.
Источник
Сделано в ЧССР
До войны в Чехословакии выпускали автомобили разных классов, марок и моделей. После освобождения пражский завод LET, некогда делавший легкие самолеты по немецкой лицензии и недорогие автомобили Aero, возродил производство. В 1948 году после переворота завод, как и иные предприятия страны, национализировали и предписали ему выпускать машину, разработанную фирмой Jawa (эту марку в Союзе отлично знали по популярным мотоциклам).
Под именем Aero Minor II в Праге начали производство машины, в основе которой лежала всё та же концепция DKW. Автомобиль с передним приводом, двухтактным, двухцилиндровым двигателем рабочим объемом 0,65 л (20 л.с.) имел современный для своего времени дизайн. К нам, конечно, Aero не поставляли. Но один автомобиль в СССР точно привезли — люксовый вариант с улучшенной отделкой в 1949 году подарили на 70‑летие «вождю всех народов» Сталину. Среди множества разнообразных подарков от керамических ваз до легких самолетов были, кстати, и еще два чешских автомобиля — Skoda и Tatra.
Aero Minor II делали до 1952 года и изготовили чуть больше 14 000 машин. Потом завод окончательно переключили на авиастроение.
А что не так с mobile.de?
Этот поистине легендарный портал содержит более полутора миллионов предложений по продаже автомобилей (на момент подготовки материала было 1.502.486 объявлений, но число постоянно меняется). Цифра внушительная. Однако если вы ограничите поиск близкими к Беларуси странами, вариантов будет намного меньше. Например, всего 2439 автомобилей в Польше и лишь 924 в Литве. Если же искать конкретные модели, то все намного печальнее.
Для наглядности возьмем «проходные» по году выпуска (2015-2017 г.в.) автомобили с дизельным двигателем. Пусть это будут три разных по имиджу и цене варианта: Audi A4, Ford Mondeo и Peugeot 308. Что по ним сможет предложить mobile.de и альтернативные национальные интернет-площадки?
Всего по Audi А4 предложений много – 5897! Но если в качестве страны выберем Литву, то сайт выдаст всего один вариант. С Польшей ситуация лишь немного лучше – 6 объявлений. Аналогичная история и с другими моделями: «по Европе» у Mondeo 1340 объявлений, но лишь одно из Польши и ни одного из Литвы; по Peugeot 308 всего 1339 предложений, из них три машины находятся в Польше и одна в Литве. В общем, если искать авто в соседних странах, лучше для этих целей использовать местные интернет-площадки.
Наш вердикт
Выводов несколько. Во-первых, польский рынок предлагает намного больше вариантов, чем куда менее крупный литовский, что предсказуемо, но подтверждается и при подобном исследовании. Во-вторых, даже если будете искать автомобиль в Польше, mobile.de вам не помощник – используйте национальные сайты, которые действительно предоставят множество вариантов. Придраться можно разве что к отсутствию версий на русском/английском и ценам в злотых – в этом отношении литовские сайты удобнее. Но количество предложений явно не в их пользу.
Все пригнано для вас. Легковые машины в базе объявлений Автобизнеса
Советская Польша
По окончании Второй мировой войны многие страны Восточной Европы начали строить свою новую историю при содействии СССР. Не избежала этой участи и послевоенная Польша.
После налаживания обширных связей с Советским Союзом в страну потекли товары и технологии, а потому практически все автомобили стали копией или производными от советских машин. Тогда развернулась широкомасштабная кампания по развитию собственного автомобилестроения, первым результатом которой стала самая крупная и известная варшавская компания — FSO.
Производитель, чьё полное название звучит как Fabryka Samochod?w Osobowych S.A.
, специализировался на производстве легкового автотранспорта. Имея достаточно большую историю и опыт, своих разработок она практически не имела, производя автомобили по лицензии.
Упразднили компанию в 2011 году, когда закончилась последняя лицензия на производство Шевроле Авео.
Модель имела лонжеронную раму и двигатель от ГАЗ-М-20 «Победа», который позже заменили на польский силовой агрегат S21 с мощностью в 70 л.с. Производился микроавтобус с 1957 по 1994 год, до 1980 года активно поставляясь в несколько стран, входивших в социалистический блок.
Со временем автомобиль морально устарел и потерял какой-либо спрос. Объемы производства начали постепенно снижаться, пока модель вовсе не сняли с выпуска. С 1996 года на мощностях завода производят машины под маркой Daewoo.
Star 660
Этот грузовой автомобиль можно назвать одним из самых удачных в истории польского автопрома, причем являющимся собственной разработкой польских конструкторов. Лишь незначительные технические решения были взяты от других стран.
В целом, модель походила на ЗИЛ-157, но имела большую грузоподъемность, выгодно отличавшую ее от всех имеющихся на тот момент аналогов.
Существовало большое количество модификаций, в основном выполняемых по заказу военных. Для гражданских целей широко применялись передвижные автомастерские, а также автокраны.
Производился грузовик дольше всех своих соотечественников — с 1965 по 1983 годы.
Оригинальный автомобиль, предназначенный для развозки рабочих, а также доставки небольших грузов. Производился с 1956 года и позаимствовал для конструкции немало элементов от «Победы», в том числе силовой агрегат. Модельный ряд включал даже пикапы и фургоны, которые поставлялись во многие страны СЭВ.
Год прекращения выпуска этого автомобиля разнится в зависимости от источника и находится в пределах 1993-1998 годов.
Warszawa
Первый автомобиль, производившийся на мощностях FSO и фактически выглядевший точной копией ГАЗ-М-20 «Победа». По истечении нескольких лет создатели доработали его и создали новые, собственные модификации.
Производство началось в 1951 году, сборка осуществлялась из готовой штамповки и компонентов, привезенных из СССР.
Постепенно на заводе организовывалось собственное производство комплектующих, на которые компания полностью перешла к 1956 году.
Инженеры несколько доработали конструкцию, упростив ее. Это позволило сэкономить материалы, ускорить сборку, что в свою очередь уменьшало стоимость. Согласно докладной записке руководству промышленности Польши, только металла удалось сэкономить около 114 кг.
Производилась модель до 1973 года. За это время было выпущено четыре поколения автомобиля.
Syrena
Полностью польский автомобиль, который разрабатывался с целью заменить на конвейере Warszawa, однако длительное время они производились совместно.
Примечательно, но машина не претерпела изменений с 1957 года и до конца производства менялся только двигатель. Этот автомобиль стал одним из первых серийных переднеприводных легковых машин, чьим преимуществом был небольшой размер. Это позволило не только снизить цену, но и увеличить экономичность.
В базовой версии на машину устанавливался двухцилиндровый мотор, что при массе в 950 кг обеспечивало хорошую динамику. Более поздние экземпляры получали трехцилиндровый агрегат. Производился автомобиль до 1983 года.
FSO 125p
Это аналог советской «копейки», даже визуально очень с ней схожий. В основу модели лег Fiat-125, который от используемого ВАЗом Fiat-124 отличался иными габаритами. Компания FSO производила Фиат-125 по лицензии и, согласно договоренностям, могла дать автомобилю любое название. Однако руководство решило его принципиально не менять, добавив лишь маркировку завода.
Все больше людей покупают авто в Польше. Рейтинг самых популярных авто. Инфографика
05 Октября 2017
Люди, оценив преимущества собственного авто, все больше интересуются его покупкой и, как следствие, автомобильный рынок постоянно растет. Не исключением в этом плане является Польша. По статистике, на 1000 человек в Польше автомобилями владеет 537 человек, то есть каждый второй.
Автомобильный рынок в Польше
Институт исследований автомобильного рынка недавно опубликовал доклад о состоянии продаж авто в Польше. Согласно докладу, в сентябре этого года в Польше было зарегистрировано 37114 новых легковых автомобилей. Это на 7,55% больше, чем в августе и на 13,62% больше, чем год назад.
Причины роста продаж авто в Польше
По мнению исследователей Института, высокие продажи автомобилей в сентябре в первую очередь связаны с ростом количества регистраций автомобилей фирмами. Фактически, сентябрь стал рекордным месяцем в этой структуре продаж. Доля фирм в регистрации автомобилей достигла 73%.
Как сообщается в докладе, такой большой процент зарегистрированных на имя фирмы автомобилей является не только абсолютным рекордом за сентябрь, но и за всю историю регистрации автомобилей в Польше. В сентябре они купили 27101 новых легковых автомобилей, что на 16,85% больше, чем в прошлом году.
За первые три квартала 2021 фирмы приобрели и зарегистрировали 245 662 новых легковых автомобилей, что на 20,65% больше по сравнению с предыдущим годом. Кроме того отмечается, что малые фирмы чаще всего покупают бывшие в употреблении автомобили.
Кроме того, многие автомобили в Польше покупают иностранцы, в частности украинцы. Польский рынок привлекает покупателей из-за рубежа доступным ценам и легким процессом покупки.
Самые популярные модели авто в Польше
Всего за первые три квартала этого года в Прольщи было зарегистрировано 355 524 новых легковых автомобилей. Самыми популярными марками стали Skoda (45291 автомобилей), Toyota (37,903 автомобилей) и Volkswagen (35,589 автомобилей). В десятку лидеров также вошли: Opel, Ford, Renault, Kia, Dacia, Hyundai и Mercedes.
Самыми популярными моделями на рынке в период с января по сентябрь стали Octavia (13,979), Skoda Fabia (13,443), Opel Astra (11757), Volkswagen Golf (10,103 автомобилей) и Toyota Yaris (8909).
Автомобили премиум-класса в Польше
В своем докладе Институт исследований автомобильного рынка отмечает также и то, что в последнее время в Польше неуклонно растет рынок автомобилей премиум-класса. В сентябре 2021 клиенты купили и зарегистрировали 4854 премиум-авто. Это на 4,52% больше, чем в августе этого года и 4,61% больше, чем в сентябре 2021 года. К концу третьего квартала 2021 года в Польше было зарегистрировано 44811 автомобилей премиум-класса.
В целом же, в период с января по сентябрь 2021 года, лидером среди автомобилей премиум-класса в Польше стала модель BMW.
Б/у автомобили в Польше
На этой неделе в ежемесячном отчете Aaa Auto, крупнейшего автоцентра в Центральной Европе по продаже подержанных автомобилей, были также опубликованы данные о рынке б/у авто в Польше. Отчет опирается на анализ данных продаж в автосалонах в употреблении автомобилей, на веб-сайтах и у дилеров подержанных автомобилей. Согласно ему, в сумме за сентябрь 2021 года в Польше появилось 165 тысяч предложений о продаже подержанных автомобилей. Это на 14 тысяч автомобилей больше, чем в августе.
Наиболее популярной моделью для продажи в сентябре стала Opel Astra. Пользовались популярностью также Volkswagen Passat и BMW 3.
В общем, за первые три квартала 2021 года в Польше было продано 14,5 млн б/у автомобилей. Самой популярной моделью, предложенной для продажи в течение первых трех кварталов, как и в сентябре, стала Opel Astra.
Купить б/у автомобиль из Польши
Большой популярностью пользуются б/у автомобили из Польши и среди украинцев. Купить подержанный автомобиль из Польши гораздо дешевле, чем в Украине, и состояние авто будет значительно лучшим, чему способствует качественное дорожное покрытие и постоянные обязательные техосмотры. К тому же, приобрести б/у авто в Польше очень легко, практически даже не выходя из дома. Вы можете купить авто на одном из польских сайтов (Otomoto, OLX, allegro.pl, autoscout24.pl, autogielda.pl) или же выбрать автомобиль, который нерезидент уже ввоз на территорию Украины.
Подробнее о процессе покупки б / у автомобилей из Польши и предложения продажи ищите в нашей статье Авто из Польши.
Источник
Ранняя история
В начале XX века практически каждое развитое государство обзавелось собственным автопромом, пусть модели и не отличались изысканным дизайном, а их начинка не была сверхсложной и производительной.
Мешала также слабая автоматизация и трудности транспортировки, вследствие которых автокомпании вынуждены были работать исключительно на внутренний рынок.
Среди первых попыток польских инженеров можно отметить следующие:
CWS T-1
Эта модель, прозванная «польским Роллс-ройсом», является самой первой сконструированной и выпущенной на территории Польши. Она создавалась на базе шасси T-1, разработанного Тадеушем Тански.
Родилась машина в 1922 году, когда были представлены все необходимые для сборки чертежи и опробовано производство ключевых узлов и деталей. Из-за недостаточного опыта и нестабильного финансирования первый прототип удалось собрать только к 1925 году.
Производился автомобиль с 1925 года по 1932 год, пока руководство предприятия не приобрело патент на Polski Fiat. По условиям договора они не могли производить другие автомобили, кроме указанных в патенте — таким образом, CWS T-1 пришлось убрать со сборки.
PZInz 302
Это еще одна машина ранней поры, обязанная своим происхождением военному периоду, так как «списана» с артиллерийского тягача. В годы войны автомобиль состоял на вооружении Войска Польского, впоследствии стал доработанной версией «Fiat 518».
Его вместимость позволяла перевозить до 5 человек или 80 боеприпасов, хотя изначально задумывался только для транспортировки орудий малого класса. Этот экземпляр польского автопрома производился до 1942 года.
FSO Ogar LS
Дизайн этого оригинального автомобиля был разработан Цезарием Навротой в конце 70-х годов. Презентация «FSO Ogar LS» вызвала настоящий фурор. Ламинированный корпус, выдвижные фары, спортивный внешний вид. К сожалению, вся эта фантастическая красотень базировалась на модели «Fiat 125p», что не прибавило ей плюсов. Производство этого авто не было поставленно на поток из-за «невостребованности данной модели среди населения». Что поделать – в те годы спортивными автомобилями поляки не больно увлекались.
Крохотная малолитражка под смешным названием «Smyk» была сконструирована в конце 50-х годов специалистами Варшавского Конструкторского Бюро. У автомобиля небыло традиционной двери – откидывалась передняя часть кузова, а в качестве двигательного аппарата был использован мотор от мотоцикла «Junak M07». Конструкторы успели создать около 20 моделей этой крошки, одна из которых находится в Музее Городской Инженерии в Кракове.
Warszawa, Syrena.
Оттепельные ветры второй половины 1950‑х коснулись и Польши. Что выразилось, в том числе, и в рождении народного автомобиля. До войны в стране собирали лицензионные итальянские Фиаты, а после освобождения — только седаны Warszawa, которые были копией нашей Победы. Сотрудничество с Западом по понятным причинам было не в моде.
В 1955 году на выставке в Познани показали микролитражку Syrena, названную в честь сирены с герба столицы Польши. В автомобиле, выпуск которого под именем Syrena 101 начали в 1957‑м, тоже торчали «уши» DKW. К слову, эта немецкая конструкция оказала влияние на многие послевоенные автомобили, в частности и на шведский SAAB.
Подвеска переднеприводной Сирены была на еще популярных в те годы поперечных рессорах. Двухцилиндровый мотор объемом 0,75 л развивал 27 л.с. Фактически — прямой аналог нашего ЗАЗ‑965. Автомобиль сначала делали в Варшаве на FSO (Фабрика легковых автомобилей), затем на новом предприятии FSM (Фабрика малолитражных автомобилей) в Бельско-Бяла.
На волне оттепельных надежд и ожиданий в Польше спроектировали и несколько крошечных машинок класса наших мотоколясок. Единственной серийной из них стал Mikrus MR300 с 300‑кубовым двухтактным двигателем в 14,5 л.с. Однако себестоимость машины, которую делали полукустарным способом, оказалась слишком высокой. С 1957 по 1960 год собрали менее 2000 экземпляров.
На рубеже 1960‑х социалистический автопром был на подъеме. Казалось, еще немного усилий — и автомобили, в том числе и малого класса, выйдут на новый уровень. Вышли, но далеко не все и уже не совсем самостоятельно.
Польский автопром времён социализма (60 фото)
Причем вполне приличный, выпускавший и легковушки разных мастей, и микроавтобусы с фургонами, и грузовики. Словом, во времена развитого социализма у поляков была автомобильная промышленность, удовлетворявшая потребности и народного хозяйства, и обычных граждан ПНР.
(FSO) Fabryka Samochodow Osobowych S.A
Самым известным производителем в Польше того времени был варшавский Завод Легковых Автомобилей FSO. Интересная деталь: практически за все время существования завод выпускал лицензионные вариации на тему автомобилей из других стран!
Началась история предприятия в 1951 году. Причем сразу с «лицензии»: первым автомобилем под маркой FSO стала Warszawa – польская версия советской «Победы» ГАЗ М-20, причем поздние выпуски серьезно отличались как технически (там был верхне-, а не нижнеклапанный мотор), так и типом кузова. В отличие от «Победы» с единственным кузовом типа фастбэк, Варшавы были и седанами, и универсалами, и даже пикапами! FSO Warszawa выпускалась с 1951 по 1973 годы, причем с 1956-го их производили полностью из польских комплектующих, а всего на заводе FSO сделали чуть больше 250 000 автомобилей, что даже превышает показатель советского исходника.
Следующая модель уже была самостоятельной разработкой поляков. Syrena – именно так называлась компактная машинка с прогрессивным тогда приводом на передние колеса, которую с 1955 по 1972 годы выпускали на заводе FSO.
Как и СССР, польское предприятие в конце 60-х годов пошло проторенным путем покупки лицензии у FIAT, но не на модель 124, а на 125-й, который выпускали в Польше с 1967 года. Однако Fiat 125p отличался от оригинала двигателем с нижним расположением распределительного вала и четырехступенчатой коробкой передач с переключением на руле. Выпускали Polski Fiat модели 125 аж до «конца социализма», то есть до самого 1991 года.
Параллельно со 125-м (и на его основе) с 1978 года FSO начинает производство принципиально новой модели – Polonez. Этот заднеприводный хэтчбек выпускался с разными типами двигателя и даже участвовал в ралли Монте-Карло 1979 года. Машина пользовалась неплохим спросом не только на родном польском рынке, но и экспортировалась в более чем десяток стран мира, включая Великобританию, Италию, Испанию, Финляндию и Нидерланды. Более того, в Египте даже был построен завод по сборке Полонезов! Однако уже в конце девяностых спрос на машину-долгожитель резко упал, и в 2002 году выпуск Полонезов прекратили.
Другие новости сегодня
05.10.16
Honker 6×6: дешевый трехосный внедорожник из Польши – «Авто – Новости»
В 1988 году на «Фабрике сельскохозяйственных автомобилей» (ФСР) под Познанью начался выпуск внедорожников «Трапан Хонкер», которые должны были стать заменой советским «уазикам».
Автоновости
Читать подробнее
18.01.16
ЗАЗ прекратит выпуск легковых автомобилей в 2016 году – «Автоновости»
Производство автомобилей в Украине в этом году упадет фактически до нуля. Об этом де-факто сообщили в корпорации УкрАвто, которая владеет контрольным пакетом акций Запорожского автомобилестроительного завода. Согласно …
Автоновости
Читать подробнее
14.10.15
LG Chem построит в Польше завод по выпуску аккумуляторов для электромобилей –
Южнокорейская промышленная компания построит новый аккумуляторный завод в Польше. Предприятие сможет выпускать ежегодно до 50 000 комплектов батарей для электромобилей и гибридов.
Читать подробнее
09.06.15
В Чечне наладят производство Lada Granta и Vesta – «Автоновости»
Первая партия автомобилей Lada Granta, собранных на заводе «Чеченавто», поступит в продажу в октябре, а в следующем году предприятие приступит к производству Lada Vesta, сообщает сайт правительства Чеченской республики…
Автоновости
Читать подробнее
Комментарии (0)
Добавить комментарий
08.09.21
Интересные факты о Mercedes-Benz
Сегодняшний “Мерседес” — символ всего лучшего, что только может предложить автомобильная индустрия. Эту репутацию компания удерживает с самой зари автомобилестроения — с того дня в 1886 году, когда Карл Бенц запатентовал трехколесную повозку на бензиновом двигателе….
415
03.09.21
Volkswagen представит электрическое кросс-купе ID.5 GTX – «Авто – Новости»
Уже в сентябре 2021 года на автосалоне в Мюнхене дебютирует купеобразный ID….
502
03.09.21
Toyota готовит замену самой флагманской модели – «Авто – Новости»
Toyota может выпустить новый седан Crown….
454
03.09.21
В Украину начались поставки внедорожников китайской армии – «Авто – Новости»
Как стало известно , на склад компании «Агсолко Украина», официального импортера китайской техники, прибыла первая партия армейских внедорожников BAW Warrior, которые используют миротворческие силы и армия КНР….
369
28.08.21
Кемпер Home Office Concept RV – идеальный вариант для удаленки – TopGear Russia
Поскольку многие люди работают из дома, эта идея кажется очевидной…
482
28.08.21
Alpha Motors Wolf представлен в виде реального прототипа – TopGear Russia –
Alpha планирует, что Wolf будет стоить от 36 000 до 46 000 долларов…
462
Из западни на Запад
Когда в 1966 году начали производство ЗАЗ‑966, он по характеристикам (надежность и качество изготовления — отдельная тема) еще был приличным по сравнению с западными аналогами. Кто тогда мог предполагать, что этот Запорожец с минимальными изменениями будут делать еще тридцать лет? Вот и немецкий Trabant с его двухтактным мотором, рессорными подвесками и застывшим в десятилетиях дизайном уже к концу 1960‑х стал устаревать, а уж в 1970‑е и тем более в 1980‑е выглядел на фоне современников динозавриком.
Примерно так же — и польская Syrena. Ее понемногу, но не радикально модернизировали. В начале 1970‑х, в частности, двери стали навешивать на переднюю стойку (до этого они открывались против хода, как у первого Запорожца), мощность выросла до 30 л.с. Сделали и небольшую партию машин с трехцилиндровыми, 40‑сильными немецкими моторами Wartburg. Тоже не великий прогресс, учитывая, что у этого двигателя довоенные корни. Автомобили Syrena 105 строили до 1983 года — четверть века. Это, впрочем, далеко не рекорд.
Уже на рубеже 1970‑х стало понятно, что для развития социалистического автопрома необходимо сотрудничество с Западом. Еще в 1960‑х по этому пути пошла неавтомобильная прежде Югославия, где на оружейном заводе Сrvena Zastava (Красное знамя) стали выпускать лицензионные автомобили Fiat, в том числе компактные заднемоторные Fiat 600, а затем модели 750 и 850. Начали с выпуска примерно 1000 автомобилей в год, позднее ежегодное производство превышало 80 тысяч.
Сотрудничество с западными компаниями обеспечило автомобильный прогресс в СССР: мы наладили выпуск Жигулей, в основе которых лежал Fiat 124, и в Румынии, купившей лицензию на Renault, которые выпускали под именем Daciа. Но это были модели более высокого класса. Как и польский Fiat 125 P, который, возродив давнее сотрудничество с итальянцами, делали с 1967 года.
В 1972 году в ПНР (Польская Народная Республика) наладили выпуск итальянской заднемоторной микролитражки Fiat 126P. Автомобильчик с 23‑сильным двухцилиндровым мотором выглядел свежо. В Польше его прозвали Maluh («малыш»). Над ним подшучивали, про него рассказывали анекдоты, но охотно покупали. Ведь машина была проста, экономична и недорога. По сути, 126‑й Fiat был аналогом уже не Запорожца, а нашей будущей Оки. К слову, ранние переднеприводные прототипы Оки в НАМИ делали на основе заднемоторного польского Фиата.
Начало 1980‑х не предвещало социалистическому лагерю и его промышленности особых потрясений. Но именно это время открыло последнюю главу ее истории.