Пять вещей, за которые любят и ненавидят ЗАЗ-968

Он ездит!

Автомобили бывают разные. Большинство из нас ездит на машинах в общем-то заурядных, обычных. Но есть не поддающиеся никакому сравнению транспортные средства, и называть их автомобилями было бы немного неточно. В категорию «транспортные средства» попадают, скажем, мощный «Ураган», перевозящий на себе баллистические ракеты, а также незабвенный ЗАЗ-968М.

Размерами ЗАЗ-968М лишь немного не дотягивает до уровня нормальных автомобилей. Двухдверное спортивное купе классических форм. В задней части поражают воображение низко опущенные колёсные арки в стиле американских дредноутов, множество узких щелей на багажнике (или капоте, тут и не поймёшь!), призванных остужать жаркий пыл агрегата, скрывающегося внутри. Сам этот агрегат заслуживает отдельного упоминания. V-образный мотор, в четырёх цилиндрах которого спрятаны 1 200 «кубиков» рабочего объёма, и с них снимается 40 л. с. (это не опечатка, их действительно сорок).

Есть одна вещь, которая поражает ум и сознание любого технически грамотного человека. Это колёсные диски. Вы видели когда-нибудь, чтобы посередине колёсного диска не было ничего?

Если снаружи «Запорожец» выглядит вполне полноценно, то внутри настоящий автомобиль напоминает лишь отдалённо и только благодаря наличию кое-каких органов управления. Руль своей формой намекает на однозначное отсутствие подушки безопасности. Это компенсировано тем, что на панели приборов есть всё необходимое — пепельница, клавиша включения габаритных огней и бардачок. Жаль только, что кнопка самоуничтожения не предусмотрена даже в качестве опции. Комбинация приборов поражает своей простотой и лаконичностью: спидометр, указатель уровня топлива, указатель температуры двигателя, пара ламп — и всё! Ни навигационной системы, ни дисплея с Touch screen, ни бортового компьютера. Зато есть противосолнечные козырьки, обивка дверей, крыши и зеркало заднего вида.

Присутствуют и сиденья — целых два впереди и одно сзади. За рулём ощущение, как будто провалился и сидишь практически на полу. Из-за этого обозревать окрестности из салона плохо. Боковая поддержка сидений не надоедает по причине её полного отсутствия.

Некоторые органы управления размещал человек с явно альтернативным типом мышления — подсос, например, спрятан между передними сиденьями.

Но отбросим эти мелочи. Машина должна ездить. Этим и займёмся. Ездить на «Запорожце» можно, хотя для этого нужны упорные тренировки: педали газа и сцепления абсолютно неинформативны. Тормоза есть. Честно! Хотя поначалу в это не верится, но изучение руководства по эксплуатации убеждает в факте: тормоза, барабанные на всех колёсах и действующие по воле господа бога, присутствуют. Но не более — при попытке затормозить педаль проваливается без каких-либо намёков на замедление автомобиля.

Отдельного упоминания заслуживает коробка передач — быстрое включение нужной передачи является чистой случайностью. Рычаг коробки имеет огромные люфты во всех направлениях.

Несколько слов относительно динамики: сорок «лошадок» разгоняют 968М до заветной «сотни» менее чем за минуту. Нижневальная V-образная «четвёрка» обладает очень неплохим запасом тяги. Это позволяет не пользоваться коробкой передач долгое время: включил передачу, какую сумел найти, и катайся на ней хоть целый день.


Управляется «Запорожец» получше, чем большинство современных машин, руль (причём без какого-либо усилителя) лёгкий и очень информативный

Трансмиссия

4-ступенчатая механическая коробка передач «Запорожца» поначалу работает без нареканий, но со временем разбалтываются тяги, из-за чего переключение и быстрое включение нужной передачи становится крайне затруднительным. У некоторых авто из-за варварских условий эксплуатации (езда без масла) коробка «воет», передачи «вылетают», а у самых «экстремальных» экземпляров не работает задняя передача! При покупке надо убедиться, что все передачи включаются без чрезмерных усилий. Сцепление изнашивается довольно быстро, хотя «пробуксовка» возможна из-за негерметичных сальников двигателя и коробки, благодаря чему масло попадает на диск сцепления. Бывает, что срезаются шлицы полуоси, вследствие чего при включенной передаче автомобиль стоит на месте – в целях безопасности обязательна регулярная проверка состояния полуосей.

Двигатель

«Воздушники» объемом 1,2 л в зависимости от модификации развивают мощность от 41 до 50 л.с., при работе издавая жуткий грохот, хотя при исправной выпускной системе «голос» двигателя не поражает раскатами грома и «клубным» звуковым давлением. Ресурс двигателей небольшой (40-50 тыс. км), хотя чаще всего в этом виноваты сами владельцы, которые заливают в него любое масло (даже «отработку» из соседских машин!) и абсолютно не следят за его работой. Двигатели удивительно неприхотливы к топливу и спокойно работают на «семьдесят шестом» с примесями воды, керосина и нафталина, причем не утрачивают своих качеств даже после серьезных поломок (трещины поршней и т.д.)! Правда, у них очень напряженный тепловой режим, а также повышенная склонность к перегреву, которая летом проявляется постоянно. Часто течет масло через многочисленные сальники, хотя в этом отношении «Запорожец» не лучше и не хуже других машин.

Слабое место двигателя «Запорожца» – люфты в подшипниках коленвала, в приводе распредвала, в шестернях привода прерывателя-распределителя, из-за чего он работает неустойчиво, не развивает максимальную мощность и т.д.

Бензонасос, унифицированный с автомобилями ВАЗ, летом часто перегревается, и возникают паровые пробки, вследствие чего насос не работает.

Исправный двигатель не дает повода для нареканий, а вот неисправный… Правда, даже будучи «тяжело больным», мотор «Запорожца» будет работать, хотя более совершенные автомобили обычно «умирают», не выдерживая настолько издевательски-наплевательского отношения к себе. Курьезная неисправность – обрыв троса «газа», из-за которого приходится ехать только «на подсосе».

Выпускная система – проклятье «Запорожцев». При всей незатейливости конструкции она часто выходит из строя и тогда владелец, а также окружающие вынуждены слушать многодецибельный рев, который по эффекту сравним с работой мощнейших акустических систем!

Электрооборудование «Запорожца» не хуже «жигулевского» и лучше «восьмерочного». Чаще всего выходит из строя аккумулятор, причем по вине беспечных владельцев, подолгу «гоняющих» неисправный двигатель стартером.

Внешний вид и салон ЗАЗ-968

По сравнению со своим предшественником, ЗАЗ-968 стал более современным и пропорциональным в размерах. Несущий цельнометаллический кузов имел приемлемую отделку, а на задних крыльях располагались весьма продуманные воздухозаборники. Этот двухдверный седан был рассчитан на 4-х пассажиров, но учитывая «особо малый класс», на комфорт даже и не стоило рассчитывать. Интересным остается и тот факт, что замки от дверей просто удивляют своей «универсальностью», ведь открыть их иногда можно было даже тонкими ножницами, скрученной проволокой или любыми ключами от квартиры. Окрашивали автомобиль очень качественно и в один цвет, поэтому, иронизируя, многие именно этот факт считают главным преимуществом «Запорожца», так как краска «не слазила» даже спустя десятки лет. Штампованные двери состояли из двух панелей, оснащались ручным стеклоподъемником и угловым поворотным стеклом с внутренней защелкой. Салон ЗАЗика просто удивляет своей аскетичностью – минимальное количество контрольных приборов, зеркало заднего вида, независимая «печка», весьма сжатое пространство и простая однотонная обивка, без намека на уют. Но это ли было главным, если автомобиль умело преодолевает любые дороги, не требует особого ухода и «не вредничает» по поводу качества топлива?

Передняя панель ЗАЗ-968А

Следующее поколение «ушастых» ЗАЗ-968А уже имели новые сиденья, тормозную систему с раздельным приводом и даже защитную противоугонную установку. Спустя 6 лет автомобиль прошел последнюю модернизацию, вследствие которой мог похвастаться задними прямоугольными фонарями, минимальным количеством хрома и более совершенной передней панелью округлой формы с металлической полоской, благодаря которой немного увеличился объем багажника (хотя он все равно оставался настолько малым, что даже дорожную сумку не мог в себя вместить). Немного были изменены передние световые приборы, появились поворотники, «запаску» из багажника перенесли под капот, передние сиденья стали регулируемыми, а заднее сиденье полностью раскладывалось, что делало автомобиль пригодным даже для ночлега. Также, эта модификация перестала быть «ушастой», ведь вместо воздухозаборников инженеры поставили аккуратные решетки. Получил ЗАЗ-968М и новые бампера, вот только не понятно, сыграло ли это положительную роль. Съемные пластиковые боковины деформировались при малейшем ударе, а молдинги были очень чувствительны к коррозиям.

Тонна картошки — легко!

После недолгих поисков был приобретён «Запорожец» революционного красного цвета. Порадовало то, что в нём действительно всё работало.

На задние колёса великолепно подходила жигулёвская резина (немного уменьшался клиренс, но машина шла устойчивее, тише и мягче), но что делать с передними? Широкие шины будут тереть по аркам при вывороте руля, а ставить оригинальные «дубовые» не хотелось. И случайно нашёл почти новую резину Michelin, которая ставилась на Renault-4, Citroen 2CV и Visa.

Салон рассчитан на рослых водителей: места для ног на передних сиденьях более чем достаточно. На задних не так просторно, но два человека могут усесться. Эргономика, естественно, на уровне 70-х годов: подголовников нет, сиденья как в «копейке», отделку можно охарактеризовать одним словом — убожество.

Двигатель — отдельная песня. Как по характеристикам (удельная мощность, обороты максимального крутящего момента и мощности), так и по характерному звуку мелитопольский мотор напоминает дизель рубежа 70-80-х годов прошлого века. На малых оборотах двигатель тянет неплохо, но крутить его нет никакого смысла. Зато трогаться можно хоть с третьей передачи.

Ходовая часть при нормальных шинах и исправных амортизаторах допускает раскачку, но зато сглаживает выбоины и не приносит на руль излишней вибрации. Руль очень лёгкий, как будто с усилителем, но зимой лучше возить в багажнике что-нибудь увесистое, иначе разгруженные передние колёса на скользком покрытии слишком быстро сносит.

ЗАЗ сегодня

В настоящее время завод занимается сборкой автомобилей Chance, Sens, Lanos, Chevrolet, ВАЗ и KIA. На предприятии так же производятся грузовики ТАТА и JAC и небольшие пассажирские автобусы I-VAN.

Параллельно с этим компания производит Daewoo Lanos, Daewoo Nubira, Daewoo Leganza. В начале двухтысячных на свет появляется автомобиль ЗАЗ-1103 «Славута» — лифтбэк с пятью дверями. В 2004 году компания начинает собирать ВАЗ-21093, ВАЗ-21099, «Ланос Т-150)»), Opel Astra OTGF69-40 и «OTGF69-60. Позже в производство поступает ряд моделей Chery. На этом история ЗАЗ не заканчивается и мы продолжаем следить за всеми любимым автомобилем.

ЗАЗ-1102 Таврия

Династия запорожцев прервалась с появлением в 1987 году автомобилей ЗАЗ-1102 «Таврия». Это были первые модели компании ЗАЗ, которые были оборудованы жидкостным охлаждением. В 1994 году ЗАЗ остановил создание заднеприводных автомобилей ЗАЗ-968М. В девяностые годы завод оказался на грани закрытия. Руководство компании искало инвесторов. В результате круг поисков был сужен до нескольких брендов: Fiat, General Motors и Peugeot.

Далее история ЗАЗ начинает новый свой виток. После долгих обсуждений, решение было принято неожиданное — компания решила уйти под руководство «Daewoo». После этого начинается совместное производство автомобилей-химер на базе разработок двух компаний. Первой совместной моделью стала ЗАЗ-1102 «Таврия-Нова».

Кузов

Выглядит «Запорожец» вполне достойно: небольшой, пропорциональный, с забавным силуэтом и весьма разумной отделкой, но слово «дизайн» лучше к нему не применять. Правда, искушенный глаз узнает в его облике… NSU Prinz тридцатилетней давности, хотя в СССР подобные утверждения гневно отвергали, заявляя: «У советских – собственная гордость». Самая запоминающаяся деталь – аккуратные воздухозаборники на задних крыльях и низко опущенные задние арки. Любопытно, что окрашен «Запорожец» весьма прилично, а стойкость к коррозии удивляет – без каких-либо обработок значительной коррозии не наблюдается. Интересно, что большинство из них битые-перебитые, но повреждения кузова небольшие и никто на это внимания не обращает. Плохо, что на некоторых экземплярах двери сильно выступают за габариты дверного проема, вследствие чего даже двойной уплотнитель не может обеспечить нужную герметичность.

В настоящее время трудно найти в продаже кузовные детали для почти раритетного «чуда техники» из Запорожья, хотя намного проще купить на запчасти пару-тройку «недвижимых» «Запорожцев» и таким образом пожизненно обеспечить себя любыми запчастями. Кстати, у «эмки» (968М), в отличие от «ушастого», слабые и хлипкие бампера, которые деформируются даже от небольших ударов, а пластмассовые боковины отличаются чрезмерной хрупкостью. Кроме того, под декоративными молдингами неизбежно развиваются небольшие очаги коррозии, хотя на «глобальное» состояние кузова они не влияют. При покупке надо обязательно проверить дверные замки – многие владельцы не утруждают себя использованием ключей и в итоге «Запорожец» открывается чем угодно – ножницами, ключом от квартиры, где деньги лежат, ногтем великого Остапа и т.д.

Вес основных агрегатов ЗАЗ-968М

  • Двигатель в сборе со сцеплением и прочим оборудованием – 105 кг;
  • Коробка передач (к.п.п.) – 34,7 кг;
  • Мост передний — 61,5 кг;
  • Колесо с шиной в сборе — 11,3 кг;
  • Батарея аккумуляторная (с электролитом) — 21,4 кг;

Измеряя уровень масла в картере, следует помнить, что он должен находиться в пределах между засечками на маслоизмерительном стержне, расстояние между которыми 20 мм. Соответственно, объем масла между ними составляет ориентировочно 1 литр. Это тот запас масла, который используется при эксплуатации автомобиля во то время когда масло можно не доливать.

Если знать расход, сколько двигатель потребляет масла, можно примерно подсчитать расстояние до следующей доливки масла. К примеру, для расхода 50 см3 масла на 100 км и показателе уровня на верхней отметке это расстояние примерно 2 тыс. км.

При наклоне автомобиля назад или вправо показания получаются завышенными, а при крене вперед или влево — занижены. Считается примерно, что поперечный наклон автомобиля на каждые 5° меняет показания на стержне на 9 мм, а продольный — на 13 мм.

В поплавковой камере бензобака находится около 75 куб. см. топлива. Этого количества может хватить, чтобы проехать около километра. Также не лишне знать, чтобы наполнить поплавковую камеру вручную нужно примерно 20 раз качнуть бензонасом.

В шинах колес необходимо поддерживать рекомендованное давление. со Минимальное давление внутри шин в соответствии стандартов – 1,2 кгс/кв.см; допустимая нагрузка на колесо при этом составляет 280 кгс. Можно сопоставить, к примеру, приходящуюся на задние шины нагруженного ЗАЗ-968М нагрузку 710 кгс с допустимой на оба колеса 560 кгс. Выводы делайте сами. Надеюсь в дальнейшем продолжу делиться с вами подобной полезной информацией об Запорожце ЗАЗ-968М.

Источник

Подвеска и другие агрегаты

Подвеска не отличается исключительной надежностью – уже через 20-40 тыс. км многие узлы передней подвески требуют замены. У «Запорожца» больше, чем у других машин, причин, по которым нарушаются углы установки колес и раньше положенного изнашиваются шины, причем у многих автомобилей ни о каких регулировках и речи быть не может!

После длительной эксплуатации появляются ощутимые зазоры в шарнирных соединениях подвески, а также сильный люфт рулевого управления, из-за чего при движении появляется неприятное виляние передних колес. Для устранения люфта необходимо дотянуть винт, крепящий механизм к брызговику, а также установить под головку регулировочного винта рулевого механизма более толстую шайбу. У подавляющего большинства автомобилей сильно разбиты рулевые тяги и ступичные подшипники, поэтому езда на скоростях свыше 60 км/ч становится небезопасной!

Часто износ задних колес вызван деформацией рычагов задней подвески, после чего схождение колес не соответствует норме.

Тормоза «Запорожца» не отвечают современным требованиям, однако для столь тихоходного транспортного средства их эффективности достаточно. Правда, часто подтекают тормозные цилиндры, а со временем ухудшается сцепление колодок с тормозным барабаном, из-за чего может возникнуть занос автомобиля при торможении. Иногда после большого пробега рабочая поверхность тормозного барабана становится овальной – об этом свидетельствуют рывки при торможении.

Хочешь стать механиком — купи ЗАЗ

Около года я ездил на 968М и ни грамма не пожалел об этом. Несмотря на возраст машины, краска была родная, а следов коррозии я не нашёл даже в арках. Это следствие щадящей эксплуатации, исключающей даже упоминание о зиме.

Двигатель оказался достаточно резвым, хотя по современным меркам его 40 л. с. уже недостаточно. Однако характеристики достаточно «взрослые»: 1.2 л рабочего объёма, 4 цилиндра, редкое V-образное расположение.

На многих современных автомобилях применяют гидроусилитель руля. На «Запорожце» такая необходимость просто отпадает. Здесь с лёгкостью крутишь руль даже на месте.

Следует упомянуть также о проходимости. Она поистине легендарная. Главную роль в этом играет заднее расположение двигателя в сочетании с задним же приводом.

Где я на нём только не ездил: и на рыбалку, и за грибами, и просто на природу. Истинному джиперу остаётся лишь поставить «зубастые» шины от ЛуАЗа. Главным минусом такой компоновки двигателя является слабое охлаждение (летом в жару). Радиатора здесь нет, охлаждение воздухом.

Особый разговор о запчастях. Пожалуй, иномарки лучше обеспечены ими, чем ЗАЗ. Новых на прилавках нет. Приходилось рыться всё в тех же объявлениях и искать запчасти б/у. Однажды пришлось убедиться в сложности ремонта «Запорожца», когда потребовалось снимать двигатель для ремонта коробки передач.

Говорят, хочешь стать механиком — купи ЗАЗ. Мне, начинающему водителю, эта машина дала огромный бесценный опыт.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий