Важная птица: история разработки ГАЗ-13 Чайка

6.


Двигатель — V-образная «восьмерка», спроектированная специально для этого автомобиля. Говорят, инженеры при его разработке вдохновлялись идеями «крайслеровского» V8. Но даже если так, значительное количество решений, принятых во время создания ГАЗ-13, оказались революционными для того времени. Блок цилиндров, поршни и ряд прочих составляющих 5,5-литрового и 195-сильного V8 были выполнены из алюминиевых сплавов, что позволило значительно снизить вес автомобиля и в то же время добавить ему динамики и экономичности. «Сотни» ГАЗ-13 достигал уже через 20 секунд разгона. Максимальная скорость — 160 км/ч. Что еще нужно представительскому лимузину? Мотор оказался настолько удачным, что его впоследствии, модернизировав, ставили на ряд горьковских грузовиков — например, ГАЗ-53 и ГАЗ-66.

Вид и человек

Взаимоотношения человека и чаек вряд ли носят «видовой» характер, для многих – все чайки одинаковые. И поскольку серебристые чайки живут практически повсюду, взаимоотношения человека и чаек вполне можно рассмотреть на их примере.

Чайки – верные спутники мореплавателей и символизируют полет, свободу и жизнь. Существует масса поверий, легенд и примет, связанных с чайками. Вот некоторые из них. Чайки – хранители душ рыбаков и моряков, погибших в море, особенно при кораблекрушениях. Жалобный крик чаек – это требование утонувших похоронить их по-христиански, в земле. В чаек превращаются после смерти старые рыбаки. Чайка – это символ женщины, тоскующей по утонувшим мужу и детям. Убийство чайки пагубно для всех, кто в нем участвовал. На чайку у моряка не поднимется рука. А вот – предсказания погоды по поведению чаек. Чайка ходит по песку, моряку сулит тоску и пока не влезет в воду, штормовую жди погоду. Чайки на берегу подняли гвалт – к ненастью. Если чайка села в воду, жди хорошую погоду.

И еще приметы: где чайки, там и рыба; если в море появились чайки – близко берег.

Это, как бы «положительная» сторона взаимоотношений, но есть и «отрицательная». По нахальности, агрессивности, вороватости чаек можно сравнить, пожалуй, только с воронами. Они совершенно не боятся людей, и известны многочисленные случаи, когда на открытых рыбных рынках, они таскали рыбу прямо с прилавков из-под рук продавцов. Защищая птенцов, чайки смело атакуют людей и собак, пикируя чуть ли не голову. И с другой стороны, зрелище результатов каннибализма в колонии чаек, когда всюду валяются окровавленные птенцы, убитые соседями (а иногда и родителями) – не для слабонервных. В приморских городах чайки (и серебристые в том числе) промышляют на помойках, не хуже ворон. Кто бывал, например, в Петербурге, мог в этом убедиться, там на помойках чаек даже больше, чем ворон, и ведут они себя вполне по-хозяйски. Да и чаячий помет на зданиях вряд ли можно отнести к украшению городской архитектуры.

При подобных наблюдениях за чайками нередко возникает крамольная мысль, что моряки, чьи души переселились в чаек, были не иначе, как пиратами и морскими разбойниками.

Относительно роли серебристой чайки в хозяйственной деятельности человека мнения также носят двоякий характер. С одной стороны, они могут наносить некоторый вред рыболовству и рыборазведению и разоряют гнезда других птиц, а с другой – охотящиеся в степи чайки уничтожают значительное количество вредных грызунов и насекомых.

При всех этих «за» и «против» – парящие над морем чайки – это символично и красиво!

ГАЗ-13 фотографии характеристики 1959—1978 гг.

Для НАМИ были закуплены в Америке Packard Executive Patrician и
Packard Caribien и конструкторы предприятий ГАЗ, ЗИЛ и НАМИ, взялись изучать эти образцы. Видимо, изучение именно
этих машин повлекло за собой большое сходство позднее выпущенных ЗИЛ-111 и ГАЗ-13 “Чайка” с “Паккардами”.
Именно Паккарду “Чайки” обязаны характерными утопленными под козырьки фарами, повторителями повторов и “зубастой”
решеткой радиатора. Эмблемы на этих решетках, впрочем, несут разный смысл: у Чайки это стилизованное изображение
птицы, у американского автомобиля — буква V, аллегория к мототору V8. Вместе с тем, говорить о том, что Чайка
являлась полной копией Паккард, было бы не верно. При очевидных стилистических заимствованиях у “изучаемых”
образцов, она обладала иным по типу кузовом, совершенно другой схемой остекления, формой боковин и задка.

“Packard Caribbean” 1955 г.

Оригинальными являлись и так называемые “сложенные крылья”, образованные хромированной накладкой
и вытянутой формой заднего крыла. Чайку можно считать квинтэссенцией “аэро” стиля в советском автомобилестроении,
первым и ярчайшим его представителем. Наталья Колесникова (директор музея истории Горьковского Автозавода) рассказывала,
что как-то на одной из экскурсий спросили Лебедева (дизайнер ГАЗа Б.Б.Лебедев — прим. автора): — А почему автомобиль
назвали “Чайка“? На что Лебедев ответил: — Решение так назвать автомобиль родилось очень быстро, будущий автомобиль
должен был стать классом выше до сих пор выпускавшихся на заводе, поэтому, если есть Волга, то над ней должна
парить Чайка.

фото проектирование ГАЗ-13 «Чайка»

Над созданием “Чайки” работал большой творческий коллектив конструкторов и инженеров,
дизайнеров и испытателей завода ГАЗ: В.С. Соловьёв, Н.А. Юшманов, Г.А. Пономарёв, В.В. Гнетнев, П.Э. Сыркин, О.И. Пелюшенко,
М. Мокеев, Б. Греков, Л.Д. Кальмансон, Б.С. Поспелов, Б.Б. Лебедев, Л.Э. Дуарте и другие.

Исходно проект разрабатывался под двумя названиями — “Чайка” и “Стрела”.
В 1956-м году было изготовлено два натурных макета “Чайки”. Эти два макета существенно отличались по дизайну от последующих
опытных образцов.

фото ГАЗ-13 «Чайка»

В 1957-м году было изготовлено два ходовых опытных образца, которые отличались не только внешне (молдингами
вокруг арок колес, рамкой лобового стекла, задними фонарями, передними подфарниками), но и двигателями (объем 4,9л против 5,5л).
В то же время они были представлены на закрытой выставке НАМИ. Был выбран один из опытных образецов и начато его мелкосерийное
производство для испытательного пробега. Судя по номерам автомобилей с испытаний — было изготовлено не менеее 9-ти автомобилей.
Они отличались внешне — все имели комбинированную двухцветную окраску в различных сочетаниях.

фото ГАЗ-13 «Чайка» опытные образцы

Протяженность испытательного пробега составила приблизительно 21.000 км по дорогам России, Украины и
горам Кавказа. У автомобилей была позолоченная решетка (это видно на цветных фото опытных образцов) и накапотное украшение в
виде стилизованной птицы чайки.

Двигатель Чайки



Поперечный разрез двигателя Чайки.

Многие считают, что двигатель Чайки был скопирован с
американского прототипа и лишь переведён в метрические
размеры: диаметр цилиндра был уменьшен до
100-миллиметрового значения, а ход поршня был округлён в
меньшую сторону до 88 миллиметров. Рабочий объём при
этом сократился до 5529 кубических сантиметров. На самом
же деле это был мотор был разработан практически заново.
Так, блок цилиндров, и головки, и впускной коллектор, и
поршни были выполнены из алюминиевого сплава. По тем
временам это было весьма прогрессивным, но довольно
редким техническим решением, а в самой Америке первые
алюминиевые двигатели появились в начале шестидесятых
годов.
Лишь сменные мокрые гильзы цилиндров изготавливались из
чугуна. В верхнюю часть гильз были запрессованы
износостойкие вставки. Коленчатый вал с противовесами,
изготовленными заодно со щеками вала, был установлен на
пяти коренных подшипниках. Коренные и шатунные
подшипники вала имели тонкостенные вкладыши. На каждую
шатунную шейку коленчатого вала было установлено по два
шатуна. Привод к клапанам двигателя осуществлялся от
распределительного вала толкателями, штангами и
коромыслами.
Хотя мотор и не имел впрыска топлива, вертикальный
четырёхкамерный карбюратор К-114 обеспечивал отличное
смесеобразование, и двигатель, сохранивший 8,5-кратную
степень сжатия при 4400 оборотах в минуту выдавал
195-сильную мощность.
Такая мощность позволяла 1950-килограммовому автомобилю
разгоняться до 100-километровой скорости за 20 секунд и
развивать максимальную скорость
, равную 195 км/ч.

Технические характеристики ГАЗ-13 «Чайка»

  • Длина: 5600мм; Ширина: 2000мм; Высота: 1620мм
  • Число мест: 7
  • Максимальная скорость: 160 км/час
  • Расход топлива при скорости 40 км/час: 14л/100км
  • Время разгона до 100 км/час: 20 сек
  • Тормозной путь со скоростью 80 км/час: 49м
  • Электрооборудование: 12V
  • Аккумуляторная батарея: 6СТ-68
  • Генератор: Г-101
  • Реле-регулятор: РР-101
  • Стартер: СТ-221
  • Прерыватель-распределитель: Р-13
  • Свечи зажигания: А-9Н-1
  • Размер шин: 8,20-15
  • Масса: снаряженная 2100 кг; полная 2660 кг
  • Дорожный просвет: передняя ось 180мм; задняя ось 210мм
  • Наименьший радиус поворота: 7,3м
  • Рулевой механизм: Глобоидальный червяк с двухгребневым роликом, c гидроусилителем, передаточное отношение 18,2
  • Подвеска передняя: Независимая, рычажная на двух цилиндрических пружинах, амортизаторы гидравлические телескопические
  • Подвеска задняя: Зависимая, на двух продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические телескопические.
  • Тормоз рабочий:Передние дисковые, задние барабанные, привод гидравлический с двумя независимыми контурами, вакуумный усилитель;
  • Тормоз стояночный: На задние колёса с механическим приводом от специальной ножной педали
  • Коробка передач: Гидравлический трансформатор, работающий с автоматической планетарной трёхступенчатой коробкой передач.
  • Передаточные числа: I – 2,84; II – 1,62; III – 1,00; Задний ход – 2,0

Эксплуатация

«Чайка» так понравилась иностранцам, что на завод стали приходить письма из-за границы с запросами о возможности приобретения автомобиля. Однако пыл потенциальных покупателей быстро охладили: частным владельцам «Чайка» не продавалась. Когда начался выпуск «Чайки», на неё, как на обычный легковой автомобиль, установили розничную цену для продажи индивидуальным владельцам. Стоимость вышла очень высокой – 17400 руб. в ценах 1961 года. Иначе говоря, «Чайка» стоила как три «Волги» ГАЗ-21. Но в частные руки «Чайку» не продавали, причем не из-за административных запретов. В первые годы все выпущенные ГАЗ-13 поставлялись либо на экспорт, либо в многочисленные гаражи ведомств и учреждений. Административный запрет на регистрацию «Чаек» в индивидуальное пользование последовал только в 1975 году.

С завода машины отправляли в столичный Гараж особого назначения (ГОН), на автобазу Министерства обороны, автопредприятия министерств и ведомств, Академии наук СССР, ВЦСПС, а также в гаражи особого назначения, располагавшиеся в столицах союзных республик. На «Чайках» ездили высокопоставленные чиновники: главы министерств и ведомств, секретари ЦК КПСС и первые секретари обкомов партии, представители СССР в зарубежных странах. Также немало этих машин обслуживало московский дипломатический корпус: на них возили послов ГДР, Болгарии, Венгрии, Монголии, КНДР, Индонезии, Эфиопии, Финляндии. Одна «Чайка» даже эксплуатировалась в посольстве США. Некоторое количество автомобилей имелось в гараже «Интуриста» для обслуживания высокопоставленных гостей.

Отслужившие свой век в министерствах и прошедшие не один капремонт автомобили передавались во дворцы бракосочетаний и ЗАГСы. В середине семидесятых годов ХХ Века прокат «Чайки» обходился новобрачным в 50 рублей, что оказывалось вдвое дороже аренды «Волги». Но кто же не хотел привязать целлулоидного пупсика к радиаторной решетке «Чайки».

Настройка регулятора верхней нити

Настройка регулятора у пользователя не займет много времени, поскольку стоит лишь снять крышку, отсоединить элемент и разобрать коробку. Далее высвобождается пружина, стоит поставить регулятор и одеть крышку. После этого головка поворачивается по часовой стрелке до щелчка.

Выше рассмотрена машинка «Чайка 134А», которая имеет массу достоинств. Для полноценного использования нужно знать подготовительные операции и настроечные работы. Владельцы модели сталкиваются с поломками, необходимо быть готовым к устранению обрыва нити.

Вам это будет интересно Применение обычных акриловых красок для рисования по тканям

Трансмиссия Чайки и органы ее управления


1 –  кнопки включения передач, 2 – рукоятка
переключателя указателей поворота, 3 – рулевое колесо, 4
–кольцевая кнопка сигнала, 5 – педаль дроссельной
заслонки, 6 педаль основных тормозов, 7 – рукоятка
тормоза стоянки, 8 – насос обмыва ветрового стекла, 9-
кнопка ножного переключателя света, 10 – рукоятка замка
капота, 11 – рукоятка привода жалюзи радиатора, 12 –
включатели стеклоподъёмников.

В паре с двигателем работала автоматическая планетарная коробка передач гидротрансформаторного типа.
Коэффициент трансформации в ней был равен 2,4. Первая передача имела передаточное число, равное 2,4, вторая – 1,62, а третья передача была прямой. Включение передач осуществлялось кнопками, расположенными на пане приборов, слева от рулевого колеса. Для включения какой-либо передачи следовало нажать до отказа соответствующую кнопку. Сами кнопки были обозначены буквами Н, Д, Т и ЗХ. Для улучшения видимости в ночное время кнопки имели подсветку, причем более ярким светом были освещены
выключенные кнопки.

Кнопка Н – нейтраль – включалась при запуске двигателя, а также на стоянке с работающим или неработающим двигателем.

Кнопка Д включалась при движении вперед в любых условиях, кроме весьма редких случаев необходимости улучшения торможения двигателем на длительных спусках с гор. В этом случае включается кнопка Т – торможение.При включении кнопки Д первая, вторая и третья передачи переключались автоматически, в зависимости от открытия дросселя и скорости движения Чайки. При нажатии педали «газа» до упора принудительно включалась вторая передача, а при скорости ниже 25 км/ч – первая. Кнопку Т можно было нажимать на ходу автомобиля при скорости не выше 60 70 км/ч но избежание повреждения автоматической коробки. Включением кнопки Т при скорости движения выше 40 км/ч включалась вторая передача планетарной коробки, а при снижении скорости г.иже 36 км/ч автоматически включается первая передача. При включении кнопки
Т на стоянке включалась первая передача. При дальнейшем увеличении скорости свыше 36 км/ч автоматически включалась вторая передача. Для перехода на третью передачу необходимо нажать на кнопку Д.Задний ход включался нажатием кнопки ЗХ. Эту кнопку можно было нажимать только после полной остановки автомобиля. Слева от рулевой колонки была расположена широкая педаль рабочих тормозов с расчетом на возможность торможения как правой, так и левой ногой.

Серийный выпуск автомобиля ГАЗ-13 Чайка был начат 16 января 1959 года и продолжался до 1981 года. Общее количество выпущенных машин составило 3179 экземпляров. Первые выпущенные автомобили из установочной партии имели ряд незначительных отличий от последующих, вроде иного расположения надписи «Чайка» сзади.Чайки» многократно экспонировались на автомобильных и промышленных выставках за рубежом, в том числе в городах Брно, Будапешт, Женева, Нью-Йорк, Лейпциг и Мехико. В Нью-Йорке на советской выставке 1959 года (ответной на американскую выставку в СССР того же года) была представлена одноцветная «Чайка» (скорее всего — чёрного цвета), но с характерным для двухцветных машин салоном (с алой тканевой обивкой, имевшей «шахматный» узор). На протяжении нескольких лет двухцветная бордово-бежевая «Чайка» экспонировалась на ВДНХ в павильоне «Машиностроение».

В отличие от ЗиМа, который официально находился в свободной продаже населению, хотя и по очень высокой цене
– 40 тысяч рублей против 16 тысяч за автомобиль

ГАЗ-20 Победа
и 25 тысяч за

МЗМА-402
, Чайка никогда не была товаром народного потребления
и даже не имела установленной розничной цены.
Правда, она имела балансовую стоимость, равную для нового автомобиля 100 тысячам дореформенных
советских рублей.

ЗиМ-12В

ЗиМ-12В

Вскоре после того, как автомобиль

ГАЗ-12 ЗиМ

начал бороздить дороги нашей необъятной страны, руководство Горьковского автозавода задумалось над его модернизацией. Предполагалось создать автомобиль

ЗиМ-12В с удлинённой базой и несколько изменённым внешним дизайном. Так, на машине появились более изящные ободки фар. Законцовки
задних крыльев приобрели форму, характерную для тогдашних Кадиллаков. Вместо составного V-образно расположенных двух половинок лобового стекла установили цельное панорамное стекло с гнутым профилем. Появились новые молдинги и колпаки колёс. Антенна перекочевала на крышу. Но, главное, на
решётке радиатора ЗиМ-12В красовалась стилизованная чайка. Именно этот
автомобиль должен был называться Чайкой. Правда, существовало и другое проектное
название Стрела.  Однако такая пластическая операция не смогла сделать из старого ловеласа юную красавицу,
и Горьковскому автозаводу поручили разработать совершенно новый представительский автомобиль.
В результате на ГАЗе родился Проект «Москва».

Природоохранный статус

На большей части своего обширного ареала численность серебристой чайки высока и стабильна, и она не требует каких-либо специальных мер охраны. Мировая популяция серебристой чайки насчитывает около 1 миллиона пар. Однако в некоторых местах, где численность и распространение вида по тем или иным причинам ограничены, эта чайка внесена в региональные Красные Книги. Так во многих странах Европы охраняются серебристые чайки европейского подвида, поскольку численность их там за последние 25 лет снизилась почти на 50%. В России, например, она внесена в Красную Книгу Нижегородской области.

Описание конструкции[ | ]

Основным предназначением Р-145БМ является организация радиосвязи в подвижных пунктах управления.

Броневой корпус и башня

Внутренняя часть корпуса машины имеет два отсека. В передней части машины находится командирское отделение, в задней — аппаратное.

В командирском отсеке находятся:

  1. пульты командира;
  2. пульт офицера;
  3. пульт водителя;
  4. громкоговоритель;
  5. радиостанция со штыревой антенной;
  6. телескопическая мачта.

В аппаратном отсеке размещены:

  1. радиостанции и блоки питания к ним;
  2. согласующее антенное устройство к радиостанции Р-111 со штыревой антенной;
  3. пульт радиста;
  4. блок симметрирующий и согласующий;
  5. выносное согласующее устройство к радиостанции Р-130М;
  6. устройство Р-012М.

Средства наблюдения и связи

Р-145БМ поддерживает надёжную двустороннюю связь на среднепересечённой местности.

В машине установлены следующие радиостанции:

  1. Р-130М;
  2. Р-111;
  3. Р-123МТ.

Р-123МТ

Р-145БМ в военном музее в Замарди Венгрия Приёмо-передатчик радиостанции Р-123 Р-123МТ является ультракоротковолновой широиапазонной радиостанцией с частотной модуляцией, имеет возможность автоматической перестройки на одну из четырёх заранее подготовленных частот.

Таблица ТТХ составных частей радиостанции Р-123МТ
Тип антенныДальность действия, кмДиапазон частот, МГцХарактер работы
Штыревая антенна 4 м2020—51,50На стоянке и в движении
Штыревая Антенна 4 м широиапазонная3530—51,50Одна машина в движении, другая на стоянке
Широиапазонная антенна4030—51,50На стоянке

Р-130М

Р-130М является коротковолновой радиостанцией с однополосной модуляцией.

Таблица ТТХ составных частей радиостанции Р-130М
Тип антенныДальность действия, кмДиапазон частот, МГцХарактер работы
Антенна зенитного излучения, симметричная752,00—10,50На стоянке и в движении
Антенна зенитного излучения, несимметричная451,50—10,50На стоянке и в движении
Антенна, симметричный диполь3501,50—10,99На стоянке

Р-111

Р-111 является ультракоротковолновой радиостанцией с частотной модуляцией.

Таблица ТТХ составных частей радиостанции Р-111
Тип антенныДальность действия, кмДиапазон частот, МГцХарактер работы
Штыревая антенна 3,4 м3520—52На стоянке и в движении
Штыревая Антенна 3,4 м широиапазонная5030—52Одна машина в движении, другая на стоянке
Широиапазонная антенна7530—52На стоянке

Социальное поведение

Серебристая чайка – колониальная птица. Колонии могут быть очень многочисленные (по несколько сот пар), могут быть более мелкими; могут быть моновидовыми, т.е. в них живут только серебристые чайки, а могут быть смешанными т.е. с другими видами чаек. Внутри колонии каждая пара имеет свой индивидуальный участок, который она бдительно охраняет. Если по отношению к внешнему врагу все чайки в колонии ведут себя очень дружно, коллективно отражая атаку, то между собой соседние пары часто ссорятся, а то и просто нападают друг на друга.

Внутри пары поведение чаек тоже весьма сложное, особенно в брачный период. Тут есть и ухаживание на земле, и ритуальное кормление самцом самки, и «птенцовое» поведение самки (сидя около гнезда, самка пищит тонким голосом и выпрашивает у самца корм). После откладки яиц это брачное поведение постепенно затихает и затем прекращается совсем.

Область распространения

Чайка серебристая тяготеет к холодным регионам. Она населяет Северное полушарие. В зимние месяцы эти птицы перебираются во Флориду, южную часть Китая, Японию и на побережье Мексиканского залива. Для гнездования они облюбовали Великобританию, Скандинавию и Исландию. Также их можно увидеть на островах Северного Ледовитого океана, в Канаде, на Аляске и на восточных берегах США.

Поскольку серебристая чайка сильно зависима от водной пищи, то и селится она в прибрежных районах. Она живет в горах, утесах, скалах, а иногда и в болотистой местности. Эта птица прекрасно приспособилась к сосуществованию с людьми, поэтому нередко селится на крышах домов.

Американский след

В конце 50-х годов прошлого столетия в СССР началась работа над собственным автомобилем для партийной элиты. Поскольку опыта в создании машин подобного класса практически не было, конструкторы с подачи «верхов», взяли за образцы американские «Паккарды» — Caribbean и Patrician. За изучение транспортных средств взялись сотрудники ГАЗа, ЗИЛа и НАМИ.

Но ставка была сделана именно на Горьковское предприятие. К новому автомобилю предъявили ряд требований. Во-первых, он должен был лишиться технических огрехов и болячек, которыми страдал ГАЗ-12. Во-вторых, от автомобиля ждали хорошего управления и качественной шумоизоляции.

За работу взялся конструктор Александр Дмитриевич Проскурин и еще несколько специалистов. Одним из новшеств стало появление Х-образной рамы, которая заменила собой несущий кузов. Вообще, в новом ГАЗ-13 были собраны чуть ли не все самые актуальные достижения в автомобилестроении. Например, «автомат» с кнопочным переключением передач, гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозов, бескамерные шины, моторизованные стеклоподъемники, радиоприемник на пять каналов с автоматической настройкой и электроприводом штока антенны. Ну и, конечно, мотор. ГАЗ-13 «Чайка» получил силовой агрегат Chrysler V8, который немного переделали под советские реалии. После модернизации двигатель обладал 5,5 литрами рабочего объема и 195 л.с.

Что внешне, что внутренне «Чайка», конечно, напоминала американские машины того времени. И это не удивительно. Автопром звездно-полосатого берега был в ту пору на ведущих ролях и исполнял роль ориентира. Европейские компании только-только отходили от последствий войны, поэтому ничего толкового и продвинутого советским конструкторам они предложить не могли.

Первый опытный образец был собран летом 1957 года. ГАЗ-13 был покрашен необычно: темно-вишневый низ и светло-кремовый верх. На решетке Горьковского «новобранца» поселилась чайка, которая и поделилась с машиной названием. На конвейер автомобиль встал в 1959 году.

О компании

Лодочные моторы Чайка производились с советских времён в городе Рыбинск. До 1957 года этот город носил имя Щербаков. В те годы на весь СССР был известен Моторостроительный завод № 6. Позже завод был частично перепрофилирован. Сейчас – это Российская двигателестроительная компания ПАО ОДК-Сатурн.

Завод был основан ещё при Царской России. Позже национализирован большевиками. На заводе в Рыбинке производились и производятся моторы для авиасудов (для скоростных бомбардировщиков, в том числе), турбореактивные двигатели, электромоторы для лодок, газотурбоэлектрогенераторы.

С 2008 года компания Сатурн входит в состав организаций, ориентированных на выпуск механизмов для оборонной промышленности Российской Федерации.

Конструкторское Ноу-Хау для «Первых лиц»

Подводя же итог истории «Чайки» можно сказать, что подавляющее большинство конструкторских, применённых на этом автомобиле, были абсолютно новыми в отечественном автомобилестроении. Так для неё конструкторы создали «с нуля» абсолютно новый двигатель V8, заменивший использовавшийся ранее во многих проектах рядную ЗИМовскую «шестёрку». Этот движок имел объём 5,5 литра и мог выдавать 195 лошадиных сил. Для него был характерен верхний тип расположения клапанов. Все его детали были выполнены из алюминия, что являлось уникальным пол тем временам техническим решением.

Новый двигатель мог разогнать «Чайку» до 160 км/ч, при этом расход горючего составлял всего лишь 21 литр бензина на сто километров пути. Обслуживал новый мотор четырёхкамерный карбюратор. Прототипом для него стал двигатель от «Крайслера», при этом советские инженеры настолько его переделали, что стала возможным его установка на бронетранспортёры.

Коробка передач «Чайки» так же была уникальной, её создали на базе коробки от ГАЗ-21 «Волги», сделав автоматической. Водитель ГАЗ-13

переключал скорости при помощи кнопок, что для советских водителей было вершиной достижения технической мысли. Кнопки всего было четыре, они соответствовали четырём режимам движения: Н — нейтраль; Д — движение; Т — тихий ход (только первая передача, аналог режима L в современных АКПП); ЗХ — задний ход. Кнопочный селектор был размещён на панельной доске слева. Для его хорошей работы инженерам ГАЗа пришлось существенно доработать гидротрансформатор и планетарную часть коробки передач.


ГАЗ-13 «Чайка»


ГАЗ-13 «Чайка» Что же касается кузова, то советские инженеры так же не отстали здесь от мировых тенденций использовав новую, отдельную раму, к которой кузов крепился через виброизолирующие прокладки из резины в 16-ти точках. Кроме того на «Чайке» впервые в СССР применили электростеклоподъёмник, гидроуселитель руля и вакуумный тормозов, радиоприёмник с функцией автопоиска и антенной с электроприводом. Многие из этих конструктивных элементов потом использовались при создании автомобиля среднего класса ГАЗ-24 «Волга».

Производство «Чайки» было свёрнуто в 70-х годах прошлого века, но до 1981 года она периодически собиралась из имеющихся запасных частей мелкими сериями. На сегодняшний день в различных коллекциях находится несколько десятков таких автомобилей, при этом, одна из «Чаек» храниться в музее ГАЗа.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий