Прикурил – выбрасывай АКБ: мифы и правда об аккумуляторах зимой

Как правильно заряжать аккумулятор

Сегодня существует два основных способа зарядки батареи, и оба их опишем.

Стоит помнить, что для зарядки используется специальное зарядное устройство с возможностью изменения зарядного тока.

Зарядка малым током

При этом способе вы должны выбрать зарядный ток напряжением равным 0,1 от ёмкости батареи.

То есть если у вас самый распространённый аккумулятор ёмкостью 60 ампер/час, то зарядный ток должен составлять напряжение в 6 Ампер.

Зарядка АКБ таким методом происходит приблизительно сутки. О том, что зарядка закончена, вы узнаете по началу кипения батареи.

Зарядка большим током

Данный способ можно считать профессиональным, так как он требует постоянного наблюдения за процессом, при этом возможно зарядка аккумулятора на 100%.

Зарядку нужно начать напряжением в 14,5 Вольт, после того как, батарея перестанет брать зарядку, она будет заряжена где-то на 80%. Что бы довести зарядку до 90% ёмкости, зарядное напряжение нужно поднять до 15 Вольт.

Ну и последний этап, это доведение зарядки до 100%. Он осуществляется путём добавления напряжения до 16,5 В.

Стоит отметить, что при этом способе нужно не только постоянно наблюдать за батареей, но и иметь профессиональное зарядное устройство.

Порядок подзарядки АКБ

Рассмотрим таперь с вами сам порядок подзарядки «сухого» аккумулятора. Все довольно просто — берем и заливаем электролит. Единственное условие – температура как самого электролита, так и наполняемого аккумулятора, она должна быть не ниже 10 градусов Цельсия. Все пробки на батарее должны быть открыты. Заполняем постепенно каждую банку либо до специальной отметки, либо до уровня выше 1,5 см над пластиной. После этого необходимо дать аккумулятору отстояться где-то 15–20 минут, слегка покачать его из стороны в сторону и, при необходимости, долить электролит. Далее плотно закручиваем пробки – ваш аккумулятор в машине полностью готов к работе. Уже залитые аккумуляторы в такой процедуре естественно, не нуждаются.

Что нужно иметь в машине зимой?

Теперь давайте рассмотрим с вами, как же правильно хранить аккумулятор в условиях российской зимы. Некоторые из отечественных автолюбителей (а таких наберется немало) предпочитают не эксплуатировать свой автомобиль зимой. Позволяют себе такое в основном те автовладельцы, у кого есть возможность содержать автомобиль не под открытым небом, а хотя бы в неотапливаемом гараже. Если вы как раз из этой обоймы владельцев авто, то минимальное из того что необходимо сделать для сохранности аккумулятора, так это снять и обесточить одну из клемм батареи. А в идеале – полностью снять аккумулятор и отнести его домой, где в теплом помещении он прекрасно перезимует. Это относится к тому случаю, когда гараж не отапливается. Если же автомобиль будет зимовать в теплом помещении, то таких мер предпринимать не стоит.

Срок службы аккумуляторной батареи

На срок службы АКБ безусловно влияют сами условия хранения и эксплуатации. Не продлевают срок эксплуатации аккумулятора и частые запуски и кратковременные поездки на машине, когда аккумулятор только разряжается не успевая взять заряд. Не менее пагубны проблемы и в электрической проводке автомобиля, которые напрямую отражаются на долговечности аккумулятора. Даже казалось бы, такая мелочь, как слабое крепление силовых кабелей к клеммам АКБ, тоже существенно снижают ресурс батареи.

Полезные советы автомобилистам

В зимнее время года нагрузка на аккумулятор существенно возрастает. Мы включаем обогрев салона гораздо чаще, чем делаем это летом, задействуем ближний свет, стеклоочистители, ну и т.д.. Не забывайте друзья о том, что даже лампочки стоп-сигналов загораются зимой чаще, чем это происходит летом. Поэтому зимой аккумулятор требует к себе более бережного обращения

Очень важно знать и соблюдать правила зимней эксплуатации аккумуляторной батареи

Попробуем с этим разобраться, как можно избежать ускоренной разрядки аккумуляторов зимой. Наверняка многие из нас автомобилистов видели, как один водитель просит «прикурить» у коллеги от его машины (от аккумулятора), так как за ночь его батарея полностью разрядилась под воздействием низких температур, а некоторые и сами бывали в роли прикуривающих. Чтобы избежать подобного, надо следовать нескольким нехитрым правилам. Во-первых, необходимо проверить уровень электролита, для чего из каждой банки специальной грушей надо произвести забор вещества. Во-вторых, надо внимательно осматреть электролит на прозрачность, то есть, если в нем имеется осадок, то велика вероятность осыпания пластин в конкретной банке, что неизбежно приведет к замыканию пластин. Все будет зависить только от времени, когда произойдет замыкание. В том случае если уровень электролита низкий, то необходимо добавить в банку дистиллированную воду. Затем надо проверить плотность электролита и напряжение, как в общем на батарее, так и отдельно на каждой банке. В случае если напряжение меньше нормативного, то необходимо произвести подзарядку аккумулятора.

Эксплуатация аккумулятора на машине в зимний период года

Зима является испытанием не только для людей и всех живых организмов на планете, но и для автомобилей в целом, а также и для их составных частей в частности. О том, как правильно надо хранить, эксплуатировать и ухаживать за автомобильным аккумулятором мы с вами друзья и поговорим.

Что делать, если автомобиль не заводится?

В зимнее время года аккумуляторная батарея разряжает свою емкость значительно быстрее, чем в теплый сезон. Согласитесь с нами, что заглохнуть посредине зимней дороги – событие из разряда малоприятных. Ведь даже дожидаться приезда эвакуатора нам придется в холоде – машину ведь ни как и ни чем не прогреешь. Поэтому владельцам машин необходимо не просто правильно эксплуатировать аккумулятор, но и соблюдать определенные правила его хранения в холодное время года.

Аккумуляторная батарея при ее правильной эксплуатации никогда не подведет водителя даже в самые лютые морозы. Не полностью заряженная батарея может не подвести и в летние месяцы, но она сразу же проявит себя не с лучшей стороны как-раз зимой. Поэтому необходимо взять себе за правило проверять аккумулятор, а в случае необходимости даже менять его при вхождении в осенне-зимний период эксплуатации автомобиля. В семействе современных аккумуляторных батарей очень тяжело отыскать обслуживаемые источники энергии, из-за чего при показателе выдаваемого тока ниже нормативного замена аккумулятора перед зимой дело обязательное и неоспоримое.

Запах в автомобиле

В наши дни выбрать аккумулятор для машины не составляет особого труда. Все зависит от финансовых возможностей автовладельца и его предпочтений той или иной марке производителя аккумуляторов. Некоторым отечественным автовладельцам характерна такая распространенная ошибка, как покупка и установка нового аккумулятора с заведомо большей мощностью, чем предусмотрено в технических характеристиках автомобиля. В данном случае страдает как и генератор машины, ведь на его долю приходится повышенная нагрузка, так и собственно сам аккумулятор, а именно – установленный генератор не в состоянии полностью зарядить аккумуляторную батарею вследствии чего срок ее службы значительно снижается. Перед установкой на автомобиль нового аккумулятора необходимо проверить полярность клемм дабы не случилось неприятности.

Зарядка АКБ в холоде

Допустимые условия для заряда кислотного аккумулятора, это диапазон температур от – 15 до + 40 градусов Цельсия. Напряжение заряда при + 20 + 25 градусов, должно быть 13,8 – 14,2В. При увеличении температуры, напряжение должно быть меньше обычного, что избежать перезаряда АКБ. Соответственно при уменьшении температуры напряжение должно повышаться. Если почитать различные источники производителей батарей, а также зарядных устройств компенсационный ток должен соответствовать примерно 30 мВ (градус Цельсия) или 0,03В.

Что это значит – нормальная температура, при которой заряжается аккумулятор примерно +20 градусов Цельсия, а напряжение 13,8В (берем средний аккумулятор). Если температура начинает понижаться, то токи заряда также должны увеличиваться — НА 0,03В за каждый градус понижения. Таким образом, если заряжаем при нуле градусов Цельсия (а это отлично на 20 градусов от нормальной температуры), то 20 Х 0,03 градуса, получается – 0,6В. Если хотите заряжать аккумулятор на морозе в -20 градусов (а это отлично от нормальной температуры в 40 градусов), тогда 40 Х 0,03 – 1,2В.

Именно такие напряжения нужны чтобы на морозе довести заряд до 100%! Многие могут спросить а возможен ли заряд 13,8В при морозе? Возможен! Однако заряд будет намного увеличен по времени. ДА и есть большая вероятность, что батарея так и не наберет 100% емкости.

Также стоит помнить что нельзя давать экстремально высокие напряжения заряда – есть мнение что если дать 15,6В, при -10, -15, то батарея быстро прогреется и начнет эффективно брать заряд. НО ЭТО НЕ ТАК! Скорее всего, вы убьете свой АКБ, это грозит осыпанием активной массы. Рассчитывайте напряжение правильно.

Источник тока в автомобиле

В электрооборудовании машины аккумулятор является значительным элементом: основная его задача состоит в запуске двигателя. Кроме этого, он питает потребителей при заглушенном движке, а также в дополнение к генератору при полноценной работе мотора. Благодаря совместному функционированию с генератором, допускается возможность переходных процессов, запрашивающих максимальный ток, и выравнивается колебание напряжения в электросети.

Устройство батареи

Первая батарея из свинца была изобретена французом Гастоном Плантэ в 1859 году. К настоящему времени в неё были внесены незначительные изменения. В автомобиле источник питания состоит из соединенных последовательно независимых элементов. Устройство имеет пропиленовый корпус, устойчивый к кислоте и неспособный проводить ток. В каждом аккумуляторе объединяются положительные и отрицательные электроды, чередующиеся между собой. Их покрывает пласт активной массы. У положительных электродов в основу этой массы заложен диоксид свинца, у отрицательных — губчатый свинец. Пластины с противоположной полярностью изолирует сепаратор из пластмассы.

​Для изготовления современных электродов используется свинцово-кальциевый сплав. У таких батарей невысокий уровень саморзаряда и сведенный к минимуму расход воды, что полностью освобождает от добавления жидкости на протяжении всего эксплуатационного периода. Все электроды размещены в растворе серной кислоты — электролите, плотность которого напрямую зависит от уровня заряженности АКБ (чем ниже заряженность, тем ниже плотность и наоборот). Существуют два основных вида батарей. Они могут быть с твердым и жидким электролитом: последний в настоящее время является наиболее распространенным.

Герметичность системы создают предохранительные клапаны, встроенные в пробки батареи и срабатывающие при излишнем давлении. К электрической сети аккумулятор подключается при помощи двух выводов из свинца.

Работа АКБ в машине

При заряде аккумулятора электрическая энергия преобразовывается в химическую, а при разряде — наоборот. Разряд батареи осуществляется при включении потребителей. Во время этого процесса активная масса двух видов электродов вступает во взаимодействие с электролитом, уменьшая плотность и образовывая воду и сульфат свинца. Рекомендуем: Таблица веса аккумуляторов для автомобилей Заряд источника питания осуществляется от генератора во время работы двигателя, при этом происходит преобразование воды и сульфата свинца в свинец, серную кислоту и двуокись свинца. Плотность электролита повышается. .

На работу АКБ влияет температура окружающей среды. При её повышении происходит возрастание отдаваемой мощности, вместе с которой увеличивается коррозия электродов и саморазряд. При понижении температуры разрядная емкость снижается, замедляются химические процессы и уменьшается плотность электролита. Отсутствие нагрузки не останавливает процессы в батарее, и её самозаряд продолжается.

Как эксплуатировать аккумулятор зимой

Минусовая температура сильно влияет на работу батареи. При сильном холоде электролит сгущается, что затрудняет химические процессы самого аккумулятора. Это ведёт к уменьшению выработки тока и влияет на старт двигателя в мороз. Для низких температур существуют электроаккумуляторы с большой ёмкостью, к примеру, 10 ампер-часами.

Существуют специальные утеплители для АКБ

В условиях бездорожья на батарею воздействует постоянная тряска. Электролит начинает выходить из пластин, повышая шанс короткого замыкания. Для таких нужд существуют специальные АКБ, которые имеют свёрнутые в сепаратор пластины одной полярности.

Частое использование стартера сильно разряжает батарею, создавая риск остаться без энергии в самый неподходящий момент. Проблему частично может решить замена аккумулятора на аналог, который имеет функцию самозарядки и оснащён полиэтиленовым конвертом-сепаратором.

Кальциевые батареи лучше выдерживают температурные изменения

Вышеописанные кальциевые аккумуляторы отлично выдерживают как низкие, так и высокие температуры, могут долгие месяцы храниться без использования и устанавливаются так же легко, как обычные, при этом не нуждаясь в подзарядке. Но большинство водителей всё же продолжит использовать привычные щелочные батареи. Для их эксплуатации есть два правила:

  • Следите за уровнем зарядки АКБ;
  • Проверяйте уровень электролита — он должен покрывать все ячейки. Постоянно имейте с собой дистиллированную воду, ведь электролит имеет свойство испаряться и летом, и зимой.

Самые надёжные российские аккумуляторы для зимы

Несмотря на достаточно большое количество российских производителей аккумуляторных батарей, когда речь заходит о том, какие аккумуляторы лучше для автомобиля зимой, на ум в первую очередь приходит продукция иркутской . Произведённые в условиях суровой Сибири, эти аккумуляторы как будто «заточены» под эксплуатацию в условиях низких температур. И поэтому в нашем рейтинге мы представляем две модели именно этого производителя.

  1. Актех (АТ) 55АЗ. Эта модель иркутского завода практически вплотную подобралась к лидерам иностранного рейтинга, а в некоторых параметрах даже их превзошла. Последнее утверждение относится к параметрам холодного запуска, которые на практике оказываются выше и без того немалого заявленного значения. Так что даже в самые сибирские морозы аккумулятор Актех (АТ) 55АЗ вас не подведёт! Эта модель вполне могла бы стать абсолютным лидером нашего рейтинга, если бы не показатели ёмкости, которые немного уступают зимним аналогам иностранного производства. Иркутский аккумулятор можно назвать «бегуном на короткие и средние дистанции», а вот с «марафонскими нагрузками» ему справляться уже несколько сложнее, чем его конкурентам. Но это вряд ли можно назвать существенным минусом (к тому же ёмкость у Актех (АТ) 55АЗ достаточно высока), поскольку крайне редко автомобилисты «убивают» свой аккумулятор без возможности подзарядки.
  2. Зверь (ЗВ) 55АЗ. Характеристики этого аккумулятора во многом ясны из названия. Что сказать – действительно «зверюга», способная работать в самых экстремальных условиях. Не зря данная модель была признана лучшим аккумулятором России 2021 года. Обладая ёмкостью 55 ампер/час, что является достаточно высоким показателем, Зверь – абсолютный лидер нашего рейтинга по силе стартового тока. Даже измеряемый по самой жёсткой методике он составляет 467 ампер! То есть если вы собираетесь эксплуатировать своё транспортное средство в условиях экстремально низких температур, то Зверь (ЗВ) 55АЗ – это наилучшее решение. Единственным недостатком этого аккумулятора можно назвать сравнительно высокую стоимость. Он дороже многих, даже зарубежных, аналогов. Хотя, с другой стороны, его выдающиеся характеристики делают эту цену вполне оправданной.
  3. Tyumen Battery Premium. Хотя бюджетным аккумуляторам для зимы в нашей статье будет посвящён отдельный раздел, эту сравнительно недорогую модель мы вынесли в российский ТОП. По мнению многих автомобилистов, выпускаемый в Тюмени (тоже северный регион) Tyumen Battery Premium – это лучший аккумулятор для зимы по параметру «цена-качество». Модель отличается высокой надёжностью и практически не уступает по основным характеристикам лидерам нашего рейтинга. Конечно, не обошлось без мелких недостатков, таких как неудобная, режущая пальцы ручка и короткий гарантийный срок (причём начинающийся с момента выпуска, а не покупки). Но в сочетании с невысокой ценой все эти минусы становятся несущественными. Правда приобрести такой аккумулятор непросто, в большинстве случаев придётся его заказывать только в официальных магазинах производителя.

Причины кипения АКБ на машине

Самой распространённой причиной кипения батареи на работающем двигателе, является короткое замыкания в одной из банок.

К сожалению, это признак того что аккумулятор в автомобиле вышел из строя. Стоит отметить, что в последнее время это стало происходить не только на старых АКБ, но и на сравнительно свежих.

Очень часто банки замыкает от вибрации силового агрегата. Или из-за, банального, брака устройства. Так что если вы купили новую батарею, то позаботьтесь об оформлении гарантии на неё.

Ну и когда, срок гарантии подходит к концу, проведите её всестороннее тестирование. Возможно, это поможет вам сэкономить деньги, которые вы потратите на покупку новой батареи.

Второй по распространённости проблемой, является тот случай, когда происходит перезаряд.

Это обычно происходит из-за неисправности генератора автомобиля. Обычно, штатное напряжение зарядки с генератора не должно превышать значение 14,5 Вольт.

Больше оно может быть в тех случаях, когда на генераторе неисправен регулятор напряжения. Устраняется эта неисправность путём ремонта генератора.

На старых АКБ процесс перезаряда может, происходить не только при замыкании пластин в банке, но и при сульфатации пластин.

В старых аккумуляторах сернокислого свинца скапливается столько, что ток зарядки снижается. В этом случае, если генератор продолжает выдавать напряжение в 14,5 В, АКБ начинает кипеть.

Другой распространённой причиной, особенно если АКБ уже не новая, является большая нагрузка на аккумулятор.

То есть, если у вас много электропотребителей и все они включены, например, дальний свет, кондиционер, дворники и другие, а батарея при этом уже не первой свежести, то она не будет справляться с нагрузкой и будет греться и кипеть.

Ну и наименее распространённой причиной, но не такой уж и редкой является недостаточная вентиляция аккумулятора. Это происходит в том случае, если у АКБ забилось вентиляционное отверстие или из-за использования нештатного аккумулятора возле него недостаточно места для вентиляции.

Собственно, это все основные причины кипения АКБ.

Когда заряжать аккумулятор

Как же обезопасить себя от неожиданной неприятности на парковке? Если синоптики дают неблагоприятный прогноз погоды и обещают резкое снижение температуры ночью, когда термометр будет показывать 5 градусов мороза и ниже, то стоит задуматься о принудительной зарядке батареи.

Согласно ГОСТ Р 53165-2008, чтобы зарядить аккумулятор хотя бы наполовину, генератор с его штатными бортовыми 14,4 вольта должен работать в полную силу от 4 до 20 часов. Причем обороты все это время необходимо держать свыше 2,5 тыс., чтобы генератор смог выйти на полную мощность. Такой режим доступен только во время езды с крейсерской скоростью по загородным трассам на расстояние 1000 км и дальше. В этом случае подойдет туристическая поездка в другой город. Хорошо проведенные выходные где-нибудь в Нижнем Новгороде или в Санкт-Петербурге не только оздоровят технику, но и пойдут на пользу семейным отношениям.

Вопрос-ответ

Можно ли «прикуривать» легковушку от грузовика? Если же возможность отправиться в короткое путешествие отсутствует, то есть второй способ зарядки аккумулятора. Необходимо вытащить батарею из моторного отсека и произвести зарядку принудительно с помощью специального устройства. Делать это можно в гараже или в сервисном центре, обладающим необходимым оборудованием. Все-таки дело это не под силу новичкам. При неверной работе с электрооборудованием есть риск получить травму или повредить батарею.

Некоторые бывалые автомобилисты, имеющие опыт подобных операций, приносят зарядные приборы домой и пополняют запас энергии аккумулятора у себя на балконе или в коридоре. Хотя делать это не всегда удобно ввиду конструктивных особенностей батареи и возможного риска для здоровья. После подзарядки аккумулятор возвращают в машину, и ночные заморозки уже не страшны.

Но бывает, что такие процедуры не помогают. Тогда придется покупать новую батарею. В целом средний срок службы батареи определяют по снижению емкости. Если она держит заряд ниже 40% от номинального при температуре электролита 25 градусов, а напряжение в 9,0 B выдается менее 1,5 мин, то самое время приобретать новый аккумулятор.

Хранение акуумулятора зимой

Но представим с вами следующее, что мы все-таки сняли аккумулятор с автомобиля. Для каждого типа аккумуляторов существуют свои особые условия хранения зимой. Например, для сухозаряженных батарей главным является их хранение в теплом и вентилируемом помещении, тогда никаких проблем с хранением и последующей эксплуатацией не возникнет. Единственное предостережение – это отсутствие прямого воздействия солнечных лучей на аккумулятор. Хранить заливной аккумулятор необходимо только в вертикальном положении. После того как вы сняли аккумулятор с автомобиля, его необходимо очистить от грязи, от остатков электролита. Внимательно осмотрите батарею и в случае обнаружения недостаточного уровня электролита долейте дистиллированную воду в те банки, где это необходимо. После восстановления уровня электролита требуется подзарядить аккумулятор специальным зарядным устройством.

Как правильно хранить автомобиль

В том случае, если возможность проверки уровня зарядки аккумулятора до наступления устойчивого тепла отсутствует, можно воспользоваться следующим нехитрым способом хранения батареи зимой. После того как процедура подзарядки будет завершена (как именно подзаряжать, описано немного выше), сливаем с вами электролит из аккумулятора. Промываем дистиллированной водой все банки, причем необходимо сделать это как минимум дважды, причем во второй раз вода должна постоять в банках минут 15 не меньше. Теперь в пустой аккумулятор заливаем раствор борной кислоты. После этого сухой тряпкой протираем батарею и убираем до теплой поры года. Этот способ гарантирует сохранность аккумулятора и исключает вероятность его самопроизвольной разрядки. Перед тем как устанавливать аккумулятор после зимней «спячки» на автомобиль, вам необходимо слить с него борную кислоту и залить туда раствор электролита. После того как электролит отстоится (этот процесс занимает в среднем 45 минут), надо измерить его плотность. И только после этого можно устанавливать аккумуляторную батарею на автомобиль.

Классификация автомобильных батарей

Весь ассортимент аккумуляторов принято делить на три группы: обслуживаемые, частично обслуживаемые и необслуживаемые акб. 1. Обслуживаемый со свинцово-сурьмянистыми пластинами и жидким электролитом. Самый старый из всех известных видов аккумуляторов. Для этого типа характерно затратное по времени и не безопасное обслуживание: проверка плотности и уровня электролитической жидкости в каждой из 6 банок аккумулятора , дозаливка при необходимости, сложные сервисные операции и зарядка при потере емкости. Одним из недостатков является короткий срок использования – всего 2 года. Зато плюсом аккумулятора является его ремонтопригодность. Это не самый лучший аккумулятор для зимы.

2. Частично обслуживаемые со свинцовыми малосурьмянистыми пластинами и жидким электролитом. Каждая пластина в аккумуляторе расположена в отдельном блок-пакете, исключая осыпание и замыкание. Главным минусом является низкий пусковой ток и малая емкость заряда в таких аккумуляторах. Мы не рекомендуем использование таких аккумуляторов для зимы.

3. Необслуживаемые со свинцово-калиевыми пластинами жидким электролитом акб имеют герметично запаянные банки. Малое газовыделение и замкнутый цикл химических реакций преобразования электролитической жидкости имеют отличные показатели эксплуатации и отлично переносят холодную зиму. Среди плюсов – устойчивость к саморазряду и высокие пусковые токи.

4. Необслуживаемые гибридные модели в положительно-заряженных пластинах имеют процент сурьмы, в отрицательно-заряженных – кальция. По мнению экспертов, считаются одними из лучших аккумуляторов для эксплуатации в условиях отрицательных температур на зиму. В 9 из 10 случаев в ответе на вопрос, какой аккумулятор лучше для зимы, ответ – гибридные. Устойчивость к саморазряду и высокие характеристики пусковых токов делают их лидерами в нашем рейтинге.

5. Необслуживаемые батареи типа АGM имеют стандартную конструкцию свинцовых аккумуляторов с единственным различием: электролитическая жидкость имеет вид гелеобразной массы из микроволокна. Закрытый цикл химических реакций преобразования электролита делает их безопасными и устойчивыми к глубоким разрядам. Из плюсов аккумуляторов — высокие пусковые токи, что актуально в условиях зимы, виброустойчивость, широкий диапазон рабочих температур. Из недостатков – высокий ценовой сегмент АКБ. Эксперты не рекомендуют АGM батареи для авто, где в штатном режиме в автомобиле работали традиционные свинцовые АКБ.

6. Необслуживаемые батареи типа GEL. По параметрам такие АКБ повторяю предыдущий тип аккумуляторов, превышая срок их эксплуатации вдвое. Высокая стоимость аккумулятора этого типа делает их эффективными только в автомобилях S-класса. Из недостатков данной модели – быстрая разряжаемость при низких температурах. Поэтому наши эксперты не рекомендуют их использование аккумуляторов GEL в экстремальных климатических условиях.

7. Необслуживаемые батареи EFB Enhanced Flooded Battery имеют аналогично традиционным свинцовым аккумуляторам конструкцию. Принципиальное отличие конструктивной особенности данного аккумулятора – в организации электродов: специальные конверты из микроволокна предотвращают осыпание увеличенной толщины пластин батареи и делают их эксплуатацию продолжительной. Среди достоинств аккумулятора типа EFB:

  • увеличенная емкость заряда;
  • высокие показатели пусковых токов;
  • быстрая компенсация заряда во время эксплуатации автомобилей;
  • хорошие показатели работы по циклу заряд-разряд;
  • устойчивость к глубокому разряду;
  • широкий диапазон температур эксплуатации аккумуляторами – от – 50 до + 60 градусов Цельсия.

Среди экспертов складывается мнение, что EFB аккумуляторы лучше традиционных кислотных для эксплуатации на зиму.

Как устроена аккумуляторная батарея (АКБ)

Современный аккумулятор изобретён ещё в 19 веке, и за это время существенных изменений так и не претерпел.

Всё так же принцип действия АКБ основан на окислении свинца в водном растворе серной кислоты. При этом во момент разрядки батареи металлический свинец электродов, превращается в сульфат свинца.

При зарядке происходит обратный процесс. Это основные реакции, на основе которых происходит накопление и отдача электрической энергии. Однако кроме них в банках аккумулятора происходит ещё 60 различных реакций.

Общее устройство АКБ показано на рисунке выше. В пояснение к нему стоит отметить, что, свинцовые пластины, выполнены в виде решётки, ячейки которых заполнены в положительных электродах, диоксидом свинца (PbO2) в виде порошка, в отрицательных – свинцом, так же порошковым.

В промежутке между основными пластинами расположены другие пластины из пористого пластика, не взаимодействующие с кислотой, которые разделяют электроды и препятствуют их замыканию.

Далее более подробно рассмотрим процесс, зарядки АКБ, именно он нас и интересует в большей степени.

Итак, при зарядке аккумулятора, сульфат свинца переходит в разряд чистого металла, при этом расходуется вода и образуется серная кислота. Плотность электролита при этом увеличивается.

Что же считается кипением аккумулятора?

Этот процесс прямо вытекает из процесса зарядки. Как написано выше при зарядке расходуется сульфат свинца, и когда количество сульфата, становится меньше, некого критического уровня, начинается процесс электролиза воды.

При этом процессе выделяется водород и кислород, которые, как известно, газы. И весь процесс, внешне, напоминает кипение.

Как же правильно заряжать батарею, чтобы избежать этого неприятного процесса? Далее об этом более подробно.

Устранение неисправности

Не рекомендуется допускать закипания электролита в аккумуляторной батарее. Для того чтобы источник питания прослужил долго, необходимо не только знать возможные причины неполадок, но и правила ухода за изделием, позволяющие продлить срок его службы.

Признаки и последствия закипания

Вовремя обнаруженные технические проблемы и их ликвидация помогут избежать ненужных финансовых затрат. Не каждый автолюбитель заглядывает под капот без каких-либо причин. Кипящий электролит в аккумуляторе выдает запах, поэтому, почувствовав его, следует немедленно проверить происходящее в отсеке

Насморк или ослабленное никотином обоняние не всегда позволяют распознать специфический аромат, в этом случае стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • стартер срабатывает не с первого раза;
  • приборная панель подсвечивается тускло;
  • мотор при запуске «чихает».

Открыв капот, можно увидеть грязные лужи возле батареи питания (электролит имеет способность активно притягивать пыль). Для того чтобы окончательно убедиться в том, что батарея подсела, рекомендуется после поездки на автомобиле длительностью в полчаса скрутить пробки с АКБ, не заглушая при этом двигатель. Находящиеся в электролите пузырьки станут тому подтверждением. Недопустимо пытаться сделать подсветку при помощи спичек или зажигалки, это грозит пожаром и взрывом, а также выплеском в лицо кислоты. Рекомендуем: Ёмкость и мощность аккумуляторной батареи

Кипение электролита сопровождается последствиями не только для самой АКБ, но и для находящихся под капотом узлов. Электролиз воды и её испарение сокращают уровень электролита и меняют его концентрацию. В процессе кипения батареи пары электролита возвышаются над поверхностью корпуса, что приводит к окислению токовыводов. Прилипшие к электролиту масло, пыль и грязь образуют токопроводящую пленку, увеличивающую саморазряд аккумулятора.

Все эти пагубные процессы отразятся на функциональных способностях АКБ, ёмкость её значительно снизится и возрастет сульфатация пластин. Если допустить падение уровня электролита ниже уровня пластин, срок эксплуатации батареи резко сократится.

Действия при ликвидации неполадок

Что делать, когда выкипает аккумулятор, решается исходя из причины этой проблемы. Если это происходит из-за перезаряда, необходимо произвести ремонт генератора и наладить или заменить регулировочное реле. Автовладельцам, не имеющим опыта осуществления этих работ, следует обратиться за помощью специалиста на СТО. Регуляторы подразделяются на три вида: на старых автомобилях используются механические, новые же оснащены электромеханическими или электронными устройствами. Проведя диагностику, электрик примет решение о замене или регулировании узла. Неисправности генератора зачастую обусловлены выходом из строя щеток или повреждением выпрямительных диодов. Тогда производится их ремонт или обмен на новые элементы. Рекомендуется систематическая проверка напряжения, выдаваемого генератором, в процессе эксплуатации.

Проблема, заключающаяся непосредственно в батарее, например, короткое замыкание пластин, решается путем её полной замены. В летний период АКБ перегревается, что приводит к естественному испарению дистиллированной воды, поэтому рекомендуется регулярно следить за уровнем рабочей жидкости в источнике питания и по необходимости её доливать. В противном случае аккумулятор быстро выйдет из строя.

Для того чтобы избежать неисправностей, связанных с процессом заряда, необходимо придерживаться нескольких основных правил:

  • перед тем как поставить батарею на заряд, следует выкрутить пробки, расположенные на верхней крышке;
  • зарядка аккумулятора должна происходить в хорошо проветриваемом помещении, изолированном от попадания влаги и пыли;
  • ток, которым осуществляется подзаряд, должен быть равен десяти процентам от номинала.

Подводя итоги

Для простоты выбора мы свели данные в таблицу, где составили собственный рейтинг аккумуляторов для эксплуатации в холодное время года. Отвечая на вопрос, какая акб лучше для зимы – отметим, что среди традиционных аккумуляторов лидируют по показателям и характеристикам свинцово-кальциевые и гибридные устройства, но лучшими из имеющихся на сегодняшний день являются аккумуляторы типа EFB. Если вы выбираете из тех батарей, которые наши эксперты не советуют — ориентируйтесь на расчетную емкость и пусковые токи производителей по стандартам DIN.

Сравнительные характеристики лучших АКБ для зимнего сезона
Вид аккумулятораТип АКБКомментарийМесто
Необслуж.EFBСовокупности характеристик аккумулятора делают его одним из лучших для использования в автомобилях на зиму.1
Необслуж.ГибридныеПо совокупности характеристик, лучшие из АКБ для автомобиля при отрицательных температурах.2
Необслуж.Свинцово-калиевыеОдин из лучших АКБ для автомобилей на зиму.3
Необслуж.АGMВысокие пусковые токи, устойчивость к холодам, и неоправданно высокая цена аккумуляторов вывели этот АКБ на 4-е место.4
Необслуж.GELЭффективны для автомобилей премиум-сегмента только в умеренных условиях.5
Частично обслуж.Свинцово-малосурьмянистыйАккумулятор имеет низкие пусковые токи и малую емкость, не эффективен в холодное время года.6
Обслуж.Свинцово-сурьмянистыйСложность обслуживания делает аккумулятор не эффективным в условиях зимы.7

Так же хочется отметить тот факт, что перед наступлением зимы любой АКБ нуждается в предварительной подготовке и минимальном обслуживании, которое позволит ему работать эффективно. Подготовительные операции включают:

  • 1. Очистку от загрязнений.
  • 2. Обработку и зачистку контактов батареи.
  • 3. Подзарядку АКБ.
  • 4. В некоторых случаях рекомендуется использование защитного кожуха или утеплителя.
  • 5. Сохранность емкостного заряда АКБ обеспечит в холода снятие или периодический автозапуск двигателя в ночное время.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий